Статья / Религия / Йога / Восьмеричный Путь. Патанджали
Восьмеричный Путь. Патанджали
Восьмеричный Путь. Патанджали
Йога. Восьмеричный Путь. Патанджали Ступени совершенствования в йоге («Благородный Восьмеричный Путь»), изложенные Патанджали, следующие:
1. "яма " - обуздание, воздержание;
2. "нияма " - этическая культура;
3. "асана " - дисциплина тела;
4. "пранаяма " - регулирование дыхания;
5. "пратьяхара " - изоляция чувств;
6. "дхарана " - внимание;
7. "дхьяна " - размышление;
8. "самадхи " - сосредоточенность, озаренность.
Патанджали Бходжа (ок. 200 до н. э.; по иной версии жил между 7 и 3 в. до н. э), не является основателем философии и практических методов йоги, он скорее ее систематизатор, ибо множество разнообразных форм и методик йоги были хорошо известны с гораздо более древних времен. Однако система, классификация, объяснения и сжатые определения Патанджали оказались настолько превосходными и эффективными, что с ними знакомы и ими руководствуются практически все образованные йоги. Автор "Йога-Сутр ".
"Йога-Сутры "состоят из четырех книг, или глав, посвященных созерцанию (Самадхи), практикам йоги, психическим силам и независимости, или освобождению:
В I разделе йога определяется как «преодоление колебаний сознания», результатом чего должно быть «установление в себе» духовного начала – пуруши: до этого он принимает формы этих «колебаний». Далее следуют классификация указанных «колебаний», стратегия их преодоления и приближения к концентрации сознания, доказательства существования и характеристика высшего пуруши (Божество-Ишвара), анализ препятствий на пути к успокоению сознания, описание достижения «стабильности» сознания и «озарения».
Во II разделе излагается учение о корневых аффектах сознания (клеши) – неведение, «сознание-Я», вожделение, неприязнь и привязанность к собственному существованию, – которые являются основным препятствием на пути к «освобождению», о карме (как результате аффектов), а также четырехчастная модель: страдания, причина страданий, избавление от них и средства этого избавления (ср. четыре «благородные истины» в буддизме). В том же разделе изложены первые пять ступеней восьмеричного тренинга йоги – воздержание от основных страстей (яма), а также культивирование правильной духовной практики (нияма), наиболее удобных для психотехники положений тела (асана), дыхательных упражнений (пранаяма) и освобождения чувств от воздействия внешних объектов (пратьяхара).
В III разделе рассматриваются 3 высшие стадии йогического тренинга – удержание сознания в одной точке (дхарана), ступень чистого созерцания (дхьяна) и концентрация (самадхи) – с различением предварительной и высшей («бессеменной»). Основное содержание этого раздела составляет подробное перечисление тех оккультных «сверхсил» (вибхути), которые рекомендуется приобретать различными применениями концентрации сознания к различным сферам микро- и макрокосма. В последнем, IV разделе рассматривается происхождение «сверхспособностей», карма и ее «следы». Текст завершается характеристиками конечного «освобождения» пуруши.
К "Йога-Сутрам " было составлено два основных комментария – Йогасутра-бхашья Вьясы (6 в.) с комментарием Вачаспати Мишры Таттвавайшаради (Искусность в достиженииистины) и Раджамартанда (Царское солнце) Бходжи (11 в.). Благодаря первому сутры Патанджали претворились из корпуса формулировок и шифрованных схем в фундамент новой философской системы – йога-даршаны. Влияние сутр Патанджали распознается в текстах не только близкородственной санкхьи (начиная с комментаторов Санкхья-карики), но также ньяи и веданты Восьмеричный Путь. Патанджали
|
Статья / Религия / Йога / Восьмеричный Путь. Патанджали
|
Назад в раздел
Самые интересные новости:
загрузка...
|