all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Религия / Йога / Трансцендентная медитация

Трансцендентная медитация


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:11:43
Трансцендентная медитация


(Нет голосов)
421 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Трансцендентная медитация



Йога. Трансцендентная медитация



Шанкарачарья писал в то время, когда в Индии господствовал буддизм. (в 9 веке н.э. – прим. ред.) Его религиозные усилия оказались в высшей степени успешными и возродили индуизм. В качестве финальной стадии искателю предлагалось состояние недвойственности, но и не Нирвана. Целью адвайты является объединение ума искателя с бесформенным Брахманом – бесконечным сознанием. Это шаг вперед по сравнению с целью Бхакти, объединения с Богом, имеющим форму. Средством для этого бесформенного объединения служит самадхи. Цель ТМ – та же самая, но Махариши описывает ее иным языком. Своими корнями ТМ восходит к учению Шанкарачарьи, хотя и переизложена в форме, приспособленной для западного ума.

Техника ТМ – это практики Дхьяны, хотя ее часто рекламируют как уникальную. Как и все йоги-адвайтисты, Махариши видит, что "двойственность – это основная причина страданий". Его техника преодоления этой дуальности начинается с повторения мантры, санскритского слова или слога. Так же как в "Вишуддхамагге" людям с различными темпераментами давались различные объекты медитации, Махариши утверждает, что выбор надлежащей мантры для данного индивидуума является фактором первостепенной важности в ТМ. И точно также как "Вишуддхамагга" описывает более тонкие уровни однонаправленности, как нарастающее блаженство и величие, так Махариши описывает возрастающее "очарование" по мере того, как уму позволяется следовать его естественной склонности "вхождения в область большего счастья" путем погружения в более тонкие состояния мысли, т.е. мантры.

Специфика подбора мантры для каждого индивидуума покрыта тайной, и учитель предупреждает всякого новичка, чтобы тот никогда не раскрывал ее и даже не произносил вслух. Но поскольку люди, практикующие медитацию иногда бросают обучение, то людям одного возраста, образования и другим, подпадающим под такие общие категории, часто дается одна и та же мантра. Сами мантры никоим образом не являются предназначенными специально для ТМ: они происходят из стандартных санскритских источников, используемых сегодня многими индусами. Подобно миллионам современных бхакти в Индии, человек, практикующий ТМ, может безмолвно повторять "Сям" (имя Владыки Кришны) или "Эйнг" (звук, посвященный Божественной Матери).

Вера в то, что подходящие мантры даруют определенные блага, а также в то, что для разных людей подходят разные мантры, широко распространена в индуизме. В древней "Иша Упанишаде", например, содержатся рассуждения на тему о 50 буквах санскритского алфавита, каждая из которых рассматривается сама по себе как мантра и описывается ее специфичные достоинства. Буква "умкара" дает силу, "кумкара" является противоядием от отравы, "дхамкара" дарует преуспевание, "пхамкара" наделяет психическими силами.

В ТМ медитирующего учат избегать усилий при концентрации. Ученику говорят, чтобы он мягко привел свой ум обратно к мантре, если тот отвлекся. Таким образом, этот процесс становится однонаправленным, хотя концентрация в нем скорее пассивная, чем активная. Следующее, часто цитируемое описание относительно природы ТМ, данное Махариши (Maharishi, 1969, стр.470), хорошо описывает сужение внимания на объекте медитации и уход за пределы этого объекта, приводящий при успешной концентрации ко второй Дхьяне. Трансцендентная медитация, говорит он, приводит к "... повороту внимания ко все более тонким уровням мысли, до тех пор пока ум не превзойдет тончайшего состояния мысли и не достигнет самого источника мысли..."

Как и в Дхьянах, блаженство приходит вместе со спокойствием ума. Целью мантры является то, что Махариши называет "трансцендентное сознание": когда ум "достигает прямого переживания блаженства, он теряет всякий контакт со внешним миром и довольствуется состоянием трансцендентного Сознания-Блаженства". На языке "Вишуддхимагги" это соответствует предварительной концентрации. Следующей стадией в программе Махариши является привнесение Дхьяны или трансцендентной медитации в состоянии бодрствования и сна путем чередования периодов нормальной деятельности с периодами медитации. Достигаемое при этом состояние он называет "космическим сознанием", при котором "никакая деятельность, насколько усиленна она ни была бы, не может не может вывести человека из бытия. Махариши отрицает необходимость наложения на себя обета отречения. Он рассматривает очищение, как часть космического сознания. Оно является следствием трансценденции, а не ее предпосылкой. Согласно Махариши "Истинная добродетель приобретается лишь через повторные вхождения в самадхи".

Трансцендентная медитация
 Статья / Религия / Йога / Трансцендентная медитация
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:11:43

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...