all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Религия / Йога / Измененные состояния сознания и их место в религии и культур

Измененные состояния сознания и их место в религии и культур


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:11:41
Измененные состояния сознания и их место в религии и культур


(Нет голосов)
274 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Измененные состояния сознания и их место в религии и культур



Книга Андрея Сафронова Религиозные психопрактики в истории культуры Глава II



1. Какова роль измененных состояний сознания в культуре и, в частности, системе религиозного опыта?

2. Возможна ли единая кросскультурная классификация ИСС и методов их достижения.

3. Какие состояния сознания являются полезными и преобразующими, а какие опасными и деструктивными?

Рассмотрим эти и некоторые другие вопросы.
2.1. Проблема определения понятий « мистика » и «мистический опыт»
Проблема мистики и мистического опыта является одной из значимых в антропологических исследованиях, тем более в исследованиях религиозных психопрактик. Однако, сам термин « мистика » употребляется, как обратил внимание в своей монографии [280] проф. Е. Торчинов, в литературе в нескольких совершенно различных значениях, что создает определенную путаницу.

1. Для обозначения переживаний единения или слияния с онтологической первоосновой мира и всякого бытия вообще (Бог, Абсолют и т. п.). Данное определение наиболее часто используется в философской литературе.
2. Для обозначения различного рода эзотерической деятельности.
3. В качестве синонима оккультизма, в частности, паранаучного характера - магии, астрологии, мантики и т. д.
4. В обыденном сознании к области «мистического» относятся также всевозможные истории о необычных явлениях с участием зомби, оборотней и вампиров.
Понятно, что все эти явления совершенно различны, что делает слово « мистика » вводящим в заблуждение и создающим препятствия для понимания.

Другая проблема связана, по мнению Е. Торчинова, с восприятием мистики в контексте специфики иудео-христианского восприятия таких проблем, как вера и знание, вера и разум, с тем, что мистика прочно ассоциируется с иррационализмом, что создает некоторое предубеждение у современной аудитории при обращении к проблемам мистического опыта[1].

Между тем, в других культурах подобное противопоставление «мистического» и рационального неизвестно и «мистики» соответствующих традиций никоим образом не отрицают разум как высшую инстанцию в пределах его компетенции и более того, зачастую создают вполне рационалистические философские системы на основе осмысления своего «мистического» опыта [280].

Указанная терминологическая путаница навела некоторых авторов на мысль заменить слово « мистика » и его производные на более подходящий термин. Так, Торчинов предлагает использовать вместо категории «мистический опыт» термин «трансперсональный опыт», то есть «выходящий за пределы ограничений индивидуальности и обыденного опыта» [280]. Соглашаясь с необходимостью замены термина, обратим внимание, что введение указанного термина предопределяет методологию дальнейшего исследования, неявно ограничивая ее рамками трансперсональной психологии, что и произошло в исследованиях Торчинова. Не желая ограничиваться подобной методологией, в качестве термина для обозначения соответствующих состояний мы будем использовать категорию «измененные состояния сознания» (ИСС).

Можно с уверенностью сказать, что способность к переживанию ИСС является одним из основополагающих свойств человеческой психики, а соответствующая потребность - одной из базовых человеческих потребностей. По меткому выражению М. Эллиаде, «Опыт экстаза неотрывен от человеческой сути» [345, c. 23] Исследования значительного количества различных культур показали, что девяносто процентов из нескольких сот различных обществ институционализировали не одно, а несколько состояний сознания [369, с. 11]. Американский психолог Э. Вейл пришел к заключению, что «желание периодически изменять состояние сознания является нормальной врожденной склонностью, аналогичной голоду или сексуальному влечению» [394, c. 17].

Анализируя различные религиозные источники, можно отметить, что практически все религиозные системы включают описания ИСС. Между тем одним из наименее изученных вопросов психологии религий является роль и сущность ИСС в религиозной жизни.

В европейской культуре признавался лишь ограниченный набор состояний сознания - бодрствование, сон, состояние интоксикации. Изучение ИСС затруднялось еще и тем, что большинство ученых не имели собственного опыта ИСС, а мистики и религиозные деятели своим опытом делиться не спешили. Однако дальнейшие исследования в рамках трансперсональной психологии позволили сделать вывод о том, что для понимания и правильной оценки ИСС исследователю необходимо лично испытать эти переживания.

Первые исследователи измененных состояний сознания, вызванных медитативными или йогическими практиками, предполагали, что все ИСС более или менее эквивалентны друг другу. Однако это абсолютно неверно. Например, ИСС, связанные с индийской медитативной практикой, включают целый спектр различных состояний: от пратьярхары, когда исчезает реакция на какие-либо внешние раздражители, до состояния экстатического принятия всех элементов бытия, практикуемого в Бхакти-йоге. Некоторые практики - отдельные дзенские сатори - ведут к состояниям единства, когда исчезает чувство разделения себя и мира. В других состояниях исчезают все объекты или явления, как в буддийской нирване или ведической нирвикальпа-самадхи, или все явления воспринимаются как выражения или модификации сознания, как в сахадж-самадхи.
[/394][/369][/345][/280][/280][/1][/280]
Измененные состояния сознания и их место в религии и культур
 Статья / Религия / Йога / Измененные состояния сознания и их место в религии и культур
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:11:41

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...