Истина. Субъективный критерий
Истина. Субъективный критерий
Психология. Истина. Субъективный критерий
Проиллюстрировать эту мысль можно на примере геометрий. В геометрии Эвклида есть постулат: через одну точку можно провести прямую параллельную данной, и причём только одну. Это пытались доказать и доказать не удалось. Позже родились геометрии Римана и Лобачевского - геометрии искривленных пространств. В них не соблюдался постулат параллельности прямых, и тем не менее они были непротиворечивы и описывали реальные пространства.
Нижеследующее будет иллюстрацией (но не примером): представьте себе модель земного шара – глобус. Возьмите на экваторе один меридиан (перпендикулярно к экватору) и рядом представьте ещё один. Они оба перпендикулярны экватору, то есть в плоскости экватора параллельны, но они пересекаются на полюсах (то есть не параллельны). Если взять параллель рядом с экватором (нулевой параллелью), то они не пересекаются, но в каждой точке параллели вы имеете некий сектор – можно построить целый пучок – линий, которые будут проходить через заданную точку, но все они не будут пересекать экватор.
Законы других, неэвклидовых пространств отличаются от установленных в геометрии Эвклида; пространства с этими законами реальны и равноправны с Эвклидовским.
Наука опирается на несколько неоспариваемых «китов»:
а) Объективность реальности, независимость действительности от сознания.
б) Причинно-следственные связи (вообще, и в направлении от прошлого к будущему – в частности).
в) Практика – критерий истинности.
а) Если принять, что реальность зависит от сознания, то наука не только познаёт, отражает реальность, но и создаёт лепит её...
б) Если отказаться от причинно-следственных связей, то науке нечего будет познавать – устанавливать эти связи – её суть. Если принять, что следствие может предшествовать причине, то в двух взаимосвязанных событиях никогда нельзя определить: какое из них причина, какое - следствие. в) Наука привыкла проверять и перепроверять утверждения в опытах. Но как отбирается правильное, лучшее утверждение? - Перепроверив в своём опыте и убедившись, что результат совпадает. Что может это заменить?
Не буду сейчас разворачивать тезис «действительность зависит от сознания», который несомненно имеет место в психологии (ведь объектом изучения – действительностью - является само сознание и подсознание). Не буду разворачивать мысль о существовании нескольких типов причинно-следственных связей (например синхронистичность, о которой пишет Юнг, и с которой нередко встречаются психологи, трансперсональные в особенности). Остановлюсь на ИСТИНЕ.
Подобно геометриям различных пространств, в фундаменте которых лежат разные постулаты, можно говорить о пространствах различных пониманий ИСТИНЫ.
Вслед за первой дефиницией – «практика - критерий истинности» (что повторяется, то и правильно) следует «Истина – это переживание» (Рудольф Штейнер): это другой мир – он близок к художественному (несколько разных художников могут рисовать один и тот же пейзаж, их картины будут отличаться, но каждый рисунок будет истинным).
В этом «пространстве» нет споров: чья теория или чьё учение лучше? Какая доктрина или политическое решение правильнее? – Они все являются плодами различных состояний, различных мировосприятий, различных вер и традиций... Целью в этом пространстве является – понять. Причём понять – это сопережить состояние.
Мы привыкли выделять общее (например для разных религий, традиций, опытов) и принимать именно это за главное, за объект изучения и истину. Но, если истина – это переживание, то особенно интересно личностное переживание, а в нём - неповторяющееся черты, отличающие его от всего общего. Здесь находятся истины холотропных состояний сознания.
На семинарах меня нередко спрашивают: «Скажите что это было? Реинкарнация?» Я отвечаю: «А мне откуда знать? Ведь переживали Вы. Это что было? Реинкарнация? Идентификация?».
Цель проста, через некоторое время, когда участник процесса сживается с пережитым, я объясняю: «пока вы ищите интерпретацию, вы пытаетесь втиснуть своё переживание в рамки неких терминов и пониманий (и своих пониманий этих терминов) – но ваше переживание индивидуально. Чтобы научиться понимать его, надо сжиться с ним, собрать банк переживаний. Не насиловать их, требуя раскрыть свой смысл. Тогда они раскроются перед вами в истине».
Истина. Субъективный критерий
|
|
Назад в раздел
Самые интересные новости:
загрузка...
|