all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Религия / Теософия / Исток и искатель

Исток и искатель


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:11:26
Исток и искатель


(Нет голосов)
232 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Исток и искатель



Теософия. Исток и искатель



Духовные проблемы не для пустых желудков, — так иногда говорят. Однако стремление к целостности присуще всем; это всеобщее стремление. Фрагмент сознаёт собственную неполноту и ищет средств к избавлению от нее. В общем-то что человек сознаёт? Он сознаёт себя существом, отделенным от окружающего мира, — существом, которое состоит из тела, эмоций и мыслей. Он считает их «собой», а всё остальное от себя отличным, «иным». Он сознаёт свою изолированность; он может чувствовать себя беззащитным, заблудившимся, не имея ясного представления о том, как сюда попал, что здесь делает и куда идет. Он не видит в себе ничего устойчивого, способного служить ориентиром. Всё, включая то, что он считает самим собою, — его чувства, мысли, ощущения, само его тело, — всё это изменчиво, подобно барханам в пустыне. Он испытывает тягу к обретению самотождественности, к отождествлению себя с чем-то сравнительно постоянным, способным обеспечить ему ощущение внутренней цельности и уверенности в себе.

Так возникает великая потребность в присоединении или «принадлежности» — другому лицу, месту, группе или точке зрения. То, что многие люди называют любовью, в действительности является проявлением этой потребности обладать и быть обладаемым. Подобно кораблю, бросающему якорь в открытом море, чтобы не носиться под властью волн и течений, человек, который не обладает внутренней целеустремленностью, заякоривает себя за разнообразные «не-я». Когда людей просят ответить на вопрос «кто я», большинство из них делает это путём перечисления различных своих связей — с местом рождения и проживания, с данным им именем, с семьёй, родом занятий, какими-то достоинствами, недостатками и т.д., — связей, нимало не раскрывающих природу «я», связанного со всем перечисленным. Связи могут меняться, не отражаясь на самосознании индивида, вовлеченного в процесс изменений: он неизменно будет сознавать, что «я есмь я», не утрачивая той нити, которая сообщает непрерывность сознанию. И тем не менее, сколь бы очевидным ни могло показаться это «я есмь я», многие люди никогда не приходят к постижению себя собой. Создаётся впечатление, что для большинства представителей рода человеческого кратчайший путь к обретению целостности закрыт. Процесс развития человека, движимый его тягой к единству и полноте, — это долгий и болезненный процесс, в ходе которого человек воплощает одну свою мечту за другой, всякий раз убеждаясь, что она неспособна дать ему то, что он ищет.

Важно осмыслить тот факт, что жажда не покидает нас на всех ступенях этой лестницы. Действительно, именно она, по-видимому, является силой, которая понуждает нас совершать восхождение. Недовольство достигнутым проистекает из чувства неполноты, ощущения того, что нам чего-то недостает. На одном полюсе ценностного спектра оно может проявляться в виде стремления к обладанию имуществом, жажды власти, или в виде желания полового единения. На другом конце спектра мы находим стремления к избавлению от собственности, к свободе, к единению с Абсолютным. В сущности же и в первом и во втором случае речь идет о стремлении искры соединиться с пламенем, стремлении капли слиться со сверкающим океаном. Индивид может пребывать в полном неведении относительно сущностной природы своего стремления.

Он знает лишь, что движим какой-то внутренней неудовлетворенностью, каким-то беспокойством. Естественно, человек пытается утолить это беспокойство способом, наиболее для себя привычным. Как говорит в «Бхагавад-гите» Шри Кришна, олицетворяющий Высшее Я, «Я хитрость шулеров, и Я — великолепье славных...» [1]. К чему бы ни приходил человек в своих поисках целостности, исток движущего им стремления во всех случаях один и тот же. Этот исток — «Я, пребывающее в сокровенной глубине всех существ»; будучи несознаваемо большинством из них, оно является, тем не менее, их истинной движущей смой, своего рода корнем, из которого вырастают и ствол, и листья, и плоды.

Далее уместно будет рассмотреть состав человеческого существа и его потенциальные возможности. Существует множество религиозных, философских и научных определений этого состава, причем различия между ними подчас весьма значительны. Для наших целей достаточно будет, не вдаваясь в подробности, воспользоваться следующим кратким определением Анни Безант: «Человек — это существо, в какой бы части веселенной оно ни обитало, в котором самый высокий Дух и самая низкая Материя объединены посредством разума» [2].
[/2][/1]
Исток и искатель
 Статья / Религия / Теософия / Исток и искатель
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:11:26

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...