Статья / Религия / Тантра / Индуизм и тантра
Индуизм и тантра
Индуизм и тантра
Тантра в системе индуизма
Шактизм, как еще иначе называют тантризм, является одной из четырех основных форм современного индуизма наряду с близкородственным тантризму шиваизмом, а также вайшнавизмом и смартизмом.
Индуизм, или санатана дхарма (именно так эта религия именуется в Ведах и других священных писаниях), — самая древняя из существующих религий. В глубокой древности санатана дхарма охватывала значительную часть человечества и была известна как ведическая религия (вайдика дхарма). Ведистами были предки большинства индоевропейских (арийских) и других евроазиатских народов, в т.ч. и древние славяне. В древнем ведизме было множество различных школ и направлений, которые отличались друг от друга по основной почитаемой в них форме Бога: рудраисты почитали, в основном Рудру, солнцепоклонники-сауры — божество Солнца, а почитатели громовержца Индры были адептами особого воинского культа. Отдельную и достаточно мощную школу представляли те, кто считал Высшего Бога исключительно безличным Абсолютом (Брахманом), а всех прочих богов ведического пантеона — всего лишь частичными проявлениями Брахмана. Последователи этого направления были непосредственными предшественниками современных смартистов (особенно ведантистов). Существовали и другие, менее известные и влиятельные ведические культы, от многих из которых не сохранилось даже названия. Особое место в древнеарийском ведизме занимал рудраизм, тесно связанный с еще более древними доведическими, или пратантрическими, культами времен матриархата. Рудраистская ветвь ведической религии была весьма архаичной и непохожей на остальные ведические школы. В дальнейшем (при контакте ариев с неарийскими народностями) арийский рудраизм вобрал в себя многое из эзотерических знаний и практик (шактистского типа) южноазиатских традиций и трансформировался в шиваизм.
Незадолго до возникновения новых мировых религий — буддизма и христианства, ведическая религия в более-менее чистом виде сохранялась лишь в Индии, где на основе древней ведической религии сложилась поздневедическая система брахманизма. В это же время в Индии появилось немало новых учений и школ, возникших поначалу как неведические (агамические) системы, но затем попавших под сильное влияние брахманизма — шиваитские школы пашупата и шайва-сиддханта, вишнуитские школы бхагавата, саттвата и паньчаратра, а также некоторые другие, менее влиятельные направления. Вместе с брахманизмом они положили начало формированию индуизма в его современном виде. Так, на основе древних ведических и агамических систем сложились шесть главных направлений индуизма — смартизм (брахманизм в его нынешнем виде), шиваизм (шайвизм), шактизм (иначе — тантризм), вишнуизм (вайшнавизм) и два менее влиятельных течения — сауры (солнцепоклонники) и ганапатьи (поклонники Ганеши как Верховного Божества). Сауров как отдельной школы в настоящее время уже нет совсем, а ганапатьи практически слились с шиваитами. Таким образом, в современном индуизме существуют четыре основные ветви — шиваизм, шактизм, вайшнавизм и смартизм.
Каждое из этих направлений (кроме смартизма), подразделяется на несколько школ (сампрадай) как ведантической, так и агамической ориентации.
В шиваизме — шесть главных школ: шайва-сиддханта, пашупата (в том числе капалика и каламукха), лингаята (иначе — вирашайва), трика (иначе — кашмирский шиваизм, или тантрический шиваизм), натха (иначе — сиддха-сиддханта, или горакшанатха-шиваизм) и адвайта-шиваизм.
Тантризм как таковой обычно всегда связывается с шактизмом, т.к. подавляющее большинство тех, кто следует тантрической традиции, являются шактами. Хотя тантристами также являются и последователи большинства течений кашмирского шиваизма, натхи, капалики, каламукхи, в некоторой степени вирашайвы и некоторые другие шиваиты менее известных направлений. Таким образом, если все шакты, так или иначе, — тантрики, то среди шиваитов есть как тантристы, так и нетантристы.
Все шактистские (собственно тантрические) школы делятся на две большие группы — “ тантра правой руки” (дакшина-марга, или дакшиначара) и “ тантра левой руки” (вама-марга, или вамачара), в каждой из которых есть свои под-направления (упасампрадайи). Иногда выделяют еще и смешанную, интегральную форму шактизма — мишра-маргу (мишрачару), которая представляет собой синтез путей “правой руки” и “левой руки” (о различных направлениях шактизма более подробно будет рассказано ниже).
Индуизм и тантра
|
Статья / Религия / Тантра / Индуизм и тантра
|
Назад в раздел
Самые интересные новости:
загрузка...
|