all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Психология / Социальная психология / Я (не) поступил в университет...

Я (не) поступил в университет...


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:11:20
Я (не) поступил в университет...


(Нет голосов)
186 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Я (не) поступил в университет...




Крайности профориентации

«Если я не поступлю, меня родители убьют», — обречённо говорит одиннадцатиклассница. Фигура речи отражает только страх несоответствия чьим-то ожиданиям. Жаль, если первый серьёзный выбор сведётся лишь к удовлетворению запросов семьи или общества. Процесс профессионального самоопределения в юности может иметь и другие крайности. Например, затягивание и откладывание, отсутствие выраженных интересов, которые могут маркировать общую личностную незрелость.Такие абитуриенты до последнего дня «вычисляют», где ниже конкурс, могут подавать документы одновременно на совершенно разные специальности. Конечно, может и повезти — есть примеры, когда поступивший «лишь бы куда» пусть и случайно, но приобрел интересную для себя профессию и работу. Особенно если у него не слишком тонкая душевная организация и он ориентирован не столько на собственные интеллектуальные и эмоциональные потребности, сколько на социальную успешность, выраженную в самом понятном и определённом эквиваленте — денежном.

Раннее самоопределение — другая крайность. Её опасность в том, что ребёнок может не заметить других аспектов жизни и вариантов возможной профессиональной реализации. Такая безальтернативность чревата разочарованиями. Сущность популярного, но не обязательного в школах Украины профильного обучения в старших классах в том, что оно даёт возможность примерить на себя предполагаемую профессию. Решение утвердиться в своих симпатиях или навсегда отказаться от них до поступления в вуз будет конструктивным в любом случае.

Подросток склонен видеть себя в будущем выдающимся, завышенный уровень притязаний для него норма. Ни учителям, ни родителям не стоит тратить силы на то, чтобы «возвращать подростка в реальность». Это ещё не жизненный план. Зачастую ориентация идёт на высокий общественный статус, а не на определённый вид деятельности. Иногда необходимость конкретизации мечтаний и идеалов ставит старшеклассника в тупик. В каждой школе Швеции работает консультант по профориентации, во многих других странах есть интернет-терминалы для школьников с гарантированно качественными профориентационными тестами. У нас же государственная система профориентации отсутствует.

Вопрос принципиальный: работать для получения денег или для самореализации? Одно другому не обязательно мешает. Почему-то у нас это зачастую противопоставляется. Сказывается внутренняя готовность, где-то даже привычка к рабству, подчинению обстоятельствам и принуждению в разнообразных его видах. Внутренне свободный человек скорее сформулирует так: «Кто и где мог бы мне платить за то, что мне нравится делать?». Многие и задачу такую не ставят — следовать своему призванию, считая, что надежное финансовое положение важнее. Убеждение, что невозможно увлекаться собственной профессией, основывается, вероятно, на уверенности, что нужно много и трудно учиться, после чего получить документальное подтверждение своим знаниям, заветный диплом. Хотя опыт показывает: выход «в люди» через образование — понятный и социально одобряемый, но далеко не единственный путь к процветанию.

Власть или помощь?

Родители существенно влияют на содержание жизненных планов молодёжи, какой бы независимой и одарённой она ни была. Парень с Сумщины мечтал быть историком. Но мама настояла на своём: хороший математик должен быть бухгалтером! Он стал банкиром и президентом страны, но покладистость не всегда способствует эффективности. Через много лет настойчивость родителей может аукнуться «синдромом выученной беспомощности», когда вместо решительных действий ждут то подходящей ситуации, то чьего-то одобрения... Почему же в желании избежать психологического травмирования и опыта неудач взрослые раздувают непрохождение по конкурсу в вуз до уровня настоящей жизненной катастрофы, крушения жизненных планов?

«Родительская истерика» может стать мотивацией для усиления подготовки к экзаменам для старшеклассника с очень зависимой жизненной позицией. Стоит ли её таким образом поощрять и закреплять? Катастрофизация может как усилить, так и неосознанно снизить продуктивность подготовки, а уж ослабить позицию стремления к самостоятельной и ответственной жизни — точно. Даже большой провал — это не катастрофа, а просто поворот судьбы, причем иногда в нужную сторону. Больше мешает драматизация, когда мы преувеличиваем тяжесть наших проблем. А может, это и не проблемы вовсе, а просто очередные, стоящие перед нами задачи?Действительно, некоторые события способны существенно изменить наши планы. Но бывает, что и к лучшему!

Я (не) поступил в университет...
 Статья / Психология / Социальная психология / Я (не) поступил в университет...
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:11:20

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...