all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина

Ценности и смыслы


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:11:19
Ценности и смыслы


(Нет голосов)
216 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Ценности и смыслы



Психологические механизмы социального управления


(Кто-то из древних о своем Учителе) Сначала — о метафорах. Метафоры «нравственность», «мораль», «этика» раскрывают перед нами сходное семантическое содержание. Эти слова возникли в разных культурах, однако определяют один и тот же социальный феномен, а именно, стереотип поведения принятый в конкретной культурной традиции. Этика (греч. нрав, характер, обычай), мораль (лат. нрав, обычай), нравственность (рус. нрав, норов, обычай). Как мы видим, эти слова сходны по семантическому содержанию, что сразу же устремляет нас к вопросу о семантике.
Что такое семантическое содержание (значение или смысл), наполняющее не только метафоры, но и деятельность человека?
Смысл – это значение или обоснование какого-либо действия, а так же символизирующих его метафор. В силу специфики семантических феноменов, он представляет собой совокупность представлений человека о психических состояниях удовлетворения каких-либо природных потребностей. Выбор этих потребностей связан с индивидуальными особенностями психики человека, а также с наличием социальных ценностей, как наиболее значимых в рамках конкретной культурной традиции психических состояний. Смысл наполняется ценностями: если ценностей нет, то и смысла нет. Например: смысл процесса чтения может заключаться в удовлетворении потребности в познании, создании имиджа для удовлетворения потребности в доминировании, в сопричастности с какой-либо общностью или социально одобряемой форме структурирования свободного времени и т.д. Интересен тот факт, что возможное количество смыслов одного и того же действия стремится к бесконечности, однако выбор конкретного смысла обусловлен влиянием на сознание человека подсознательным и сверхсознательным содержанием его психики, что и определяет онтологический статус человека в мире. Более того, чем выше статус человека, тем большим репертуаром смыслов он в состоянии оперировать.
Смысл всегда отвечает на вопрос «зачем?» или «почему?» – любой из ответов на них основывается на том, что деятельность человека обусловлена достижением определенных целей, идеалов или ценностей, как осознаваемых субъектом, так и не осознаваемых им. Ценности - это абстрактные понятия, являющие собой ориентиры или идеалы, с которыми человек соотносит, сравнивает свои реакции или деятельность других индивидов. В общекультурном смысле ценности являются проекцией метафизических представлений человека. Наличие ценностей придает смысл социальным нормам, т.к. нормативное поведение направленно на достижение разделяемых в социуме идеалов. Например: дети – ценность, воспитание детей – социальная норма. Широкий спектр социальных ценностей затрудняет выбор формы поведения индивида. Этот феномен указывает на родство ценностей и природных потребностей, желаний человека. Проблема выбора между противоречивыми устремлениями составляют основу нравственных, а точнее психических конфликтов.
По-сути, можно выделить индивидуальные ценности, как цель для удовлетворения природных потребностей индивида, и социальные ценности, как цель для удовлетворения природных потребностей общества. Индивидуальные ценности соотносятся с подсознательной частью психики человека, они могут быть, как тождественны с общественными, в случае более номенклатурного положения человека в рамках конкретной культуры, так и составлять содержание его сверхсознания. Процесс социализации человека и представляет собой последовательное осознание сверхсознательного содержания и овладение им (перевод его в сферу личного опыта). Следовательно, конфликт индивидуальных и социальных ценностей, а также конфликт различных типов ценностей одного уровня, составляют основу психологических конфликтов человека. Например, религиозные ценности и патриотические могут быть противоречивы и вызывать конфликт при выборе формы поведения: религиозному человеку, соблюдающему правило «не убий», предлагают идти на войну и убивать врагов для сохранения жизни его детей, народа и т.д. Данный конфликт является таковым только из-за угла рассмотрения его, точнее неспособности человека найти иной угол зрения на ситуацию (приемлемую форму поведения) и является основой любого внутреннего конфликта. Выход из данной ситуации возможен при устойчивом переходе человека на более структурированную онтологическую стадию, на которой защита детей и родины является ничем иным, как реализацией религиозной заповеди «не убий» (если рассматривать эту религиозную норму, как форму достижения ценности, связанной с природной потребностью самосохранения себя и своего вида). Либо через акт временного отождествления индивида с более высоким онтологическим уровнем, например, восприятием себя как воина, защитника, высшая ценность которого умереть на поле битвы, защищая свои идеалы или восприятием себя как святого, терпимо принимающего «вторую пощечину». Такой путь дает возможность временного устранения конфликта и ситуативно-эффективного реагирования. При подобных углах рассмотрения психический конфликт будет снят.

Ценности и смыслы
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:11:19

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...