all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Психология / Социальная психология / Психосоматические реакции на некоторые виды музыкального искусства

Психосоматические реакции на некоторые виды музыкального искусства


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:11:18
Психосоматические реакции на некоторые виды музыкального искусства


(Нет голосов)
368 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Психосоматические реакции на некоторые виды музыкального искусства




ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ НА НЕКОТОРЫЕ ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Музыка, как стройный систематизированный звуковой ряд воспринимается сознанием как информация. Разум поначалу пытается разобраться в звучании музыки, извлечь оттуда максимум полезной информации. Но улавливаемая логика последовательности звуков, обычно не дает достаточно пищи для ума, чтобы неподготовленный ум стал вникать глубже во внутреннее пространство музыки. И в этом кроется «коварство» музыки. Ум, не найдя зацепок, снимает цензуру за поступающей звуковой информацией, и музыка, как сказал поэт «…льется прямо в душу».
Мы заметили, что человек слушает разную музыку в разное время, в зависимости от настроения. Чем более развит человек, тем больше диапазон его музыкальных интересов. И, конечно же, диапазон сознательных реакций так же шире. Во время прослушивания музыкального произведения человек может заметить свои реакции, развивающиеся в следующих направлениях:

1) музыка как психологический якорь;
2) ассоциации, связанные с названием произведения;
3) воспоминаниями из прошлого, навеянными тональностью музыки;
4) свободные ассоциации;
5) неосознаваемые реакции;

Известны опыты с растениями, в частности домашними цветами, когда их бурный рост стимулировался звучанием классической музыки. Классический пример с классической музыкой и такими же выводами с классическими рекомендациями: классическая музыка полезна для здоровья. Это напоминает текст из рекламы: «…можно измерить вес, размер, цвет, но как измерить стиль?» В ситуации с музыкой этот текст как раз кстати. Измерительными приборами многомерности воздействия служат живые организмы, в частности живые люди. Общество, ввиду непредвзятого отношения к музыке позволяет проводить опыты даже на детях.

В связи с этим, автор статьи намеревается представить некоторые результаты подобных коротких экспериментов с применением музыки композитора Angelight. По нашему мнению, музыка «нью-эйдж» в силу своей ненавязчивости, отсутствии текста, полифоничности и образотворческой широте (В.Козлов) является подходящим материалом для «чистого» эксперимента. Мы согласны с К. Рождерсом, который, говоря о психокоррекционных методиках, считал, что «в процессе работы с клиентом психотерапевт не должен навязывать ему своего мнения, а должен стараться подвести его к правильному решению, которое клиент примет сам. В результате такой работы и происходит то «озарение», которое помогает переструктурировать оценку, «переструктурировать гештальт», что дает возможность человеку принять себя и окружающих, наладить общение с окружением, снять напряжение»(В.Козлов, В.Майков, 2004). Музыка «нью-эйдж» отвечает требованиям методик гуманистической психотерапии именно потому, что создает лишь фон, поле для творчества в индивидуальном мире образов каждого человека, в котором слушатель может «проиграть» идеальный образ себя, симулируя самоактуализацию. Погружаясь в свой образный мир, человек может получить опыт переживаний и восприятия себя, недоступный в реальной жизни, за пределами своего внутреннего мира. Во время звучания музыки(в частности музыки Angelight www.angelight.ru) человек «…открыт этому опыту, может воспринимать его без защитных реакций, не боясь, что осознание чувств, ощущений и мыслей скажется на его самоуважении»(В.Козлов).

Многие примеры интеграционных переживаний во время прослушивания музыки на живых концертах и в записи были получены по инициативе людей, имевших эти переживания. Женщина лет 50-ти, побывав однажды на концерте Angelight, рассказала о своих переживаниях, полученных ею впервые в жизни. Все время звучания музыки она пребывала в мире образов, чего с ней ранее не случалось. Одна из композиций навеяла ей образ бескрайней степи, которая сначала показалась ей холодной и безжизненной, но постепенно приобрела противоположные качества. Всю жизнь она боялась оказаться в степи одна, поскольку никогда там не была, но всегда мечтала оказаться на столь широком и открытом пространстве. Образ степи так захватил женщину, что она забыла, что находится в концертном зале. Она ощущала прохладный ветер и слышала его завывание, она наслаждалась одиночеством и величием степных просторов, удивляясь исчезновению страха и появлением прямо противоположных чувств. После концерта женщина сообщила, что теперь постарается в реальности побывать в подобном месте, хотя ее переживания для нее самой были недалеки от реальных. Образ степи никак не отражался ни в названии, ни в спецэффектах, но музыка позволила незавершенному гештальту «всплыть» в сознании и на уровне переживаний завершиться. Как будто не связанный с личной историей пациента страх в данном случае не нуждался в осознании и процесс интеграции, инициированный музыкой, произошел неожиданно и ярко.

Психосоматические реакции на некоторые виды музыкального искусства
 Статья / Психология / Социальная психология / Психосоматические реакции на некоторые виды музыкального искусства
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:11:18

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...