all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Психология / Социальная психология / Психологическая коррекция конфликта

Психологическая коррекция конфликта


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:11:18
Психологическая коррекция конфликта


(Нет голосов)
761 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Психологическая коррекция конфликта



Психологическая коррекция конфликтного общения


Нередко линия поведения одного человека противоречит нравственным и юридическим воззрениям и установкам другого, в связи с чем имеет место попытка принудить изменить линию поведения. Средства чаше всего — агрессивные действия с угрозой физической расправы или нарушения статуса. В таких случаях говорят о конфликтах. Противоречия между потребностями партнеров могут и не привести к деструктивным действиям, но все же обусловливают конфронтацию с той или иной степенью межличностной напряженности.

При нарушении партнером законов общения надо противодействовать вплоть до конфликта, но лучше с минимальными издержками, используя лишь конструктивную конфронтацию. Однако, если линия поведения партнера противоречит только личным или узкогрупповым нормам, но не морали большинства, целесообразность противодействия сомнительна. А конфликты, связанные с погрешностями в навыках общения, явно нецелесообразны. Любые конфликты тягостны для сторон и свидетелей, переключают внимание с полезной деятельности на разбирательства, уменьшают сплоченность группы, ухудшают сотрудничество. Они влекут за собой внутриличностный конфликт: в момент опасности до избрания линии поведения мобилизуются ресурсы и процессы для агрессивных действий, но нельзя переступить границу нравственно и юридически дозволенного, энергия агрессии сдерживается, что вызывает психоневрозы и психосоматические заболевания.

Задача обучения бесконфликтному общению встает перед психологами и социологами на производстве, вузовскими педагогами, консультантами службы семьи, врачами и психологами, проводящими психотерапию в лечебных учреждениях. Систематическое обучение деконфликтизации сместит акцент с попыток разрешать вместе с пациентом уже возникшие в его жизни конфликты на приобретение им умения предотвращать конфликты, самостоятельно выходить из них и правильно вести себя в ситуации конфронтации, не допуская возникновения конфликта. В 1975 г. мы начали разрабатывать методические приемы психологической коррекции конфликтного общения в приложении к больным неврозами с хроническим и подострим течением, у которых были повышены эгоцентризм, агрессивность, обвинительность, обидчивость, авторитарность, стремление к превосходству и высмеиванию окружающих. С 1978 г. мы работаем и с теми, кто обладает такими же личностными чертами, но без невротических проявлений. Работа проводится в созданной нами Клубе культуры общения при кабинете психотерапии психоневрологического диспансера № 14 Фрунзенского района г. Москвы (главный врач Пассер Ф. Л.). Он связан с телефоном доверия, суицидологическими кабинетами, семейными консультациями, Дворцами культуры г. Москвы. Его деятельность отражена в прессе [1-4] и научных публикациях автора [5, 6]. В клубе формируются закрытые группы, с которыми проводится по 25 двухчасовых занятий, состоящих из дискуссии (для теоретического усвоения ориентировочной основы деконфликтизацни и данных для ее построения) и из пробной, тренировочной деятельности, в которой отрабатываются коммуникативные умения.

В процессе дискуссий обучаемые приходят к пониманию, что основными условиями, порождающими межличностную напряженность и конфликт, является собственно агрессивность (сходство потребностей и ограниченная возможность их удовлетворения (когда потребность одного мешает удовлетворению потребности другого), а также эгоцентрические и узкогрупповые установки сторон. Наиболее часто приводит к конфликту фрустрация партнером потребности в равенстве. Можно удовлетвориться положением равного, но не положением «ниже». У людей, недостаточно впитавших идею равенства, прорывается установка на превосходство. Принятие знаков превосходства может привести к снижению самооценки и самоуважения, поэтому униженный пытается восстановить достоинство и прибегает к ответному унижению партнера, но с передозировкой средств воздействия (ответ должен быть сильнее, чтобы «победить»). Теперь зачинщик оказывается в положении униженного. Берется реванш. Опять с передозировкой. Амплитуда агрессивных колебаний в цепи «стимул — реакция (стимул) — реакция (стимул)…» увеличивается. Происходит усиление напряженности с готовностью ко все более разрушительным действиям. Обычно конфликт прекращается с переходом к нравственно или юридически запретной границе. Социально зрелый человек понимает, что конфликты мешают совместному решению проблем, и сдерживает агрессию, что чревато психогенными психическими и соматическими расстройствами. Некоторые психотерапевты рекомендуют поэтому разрядку агрессивности в заместительных действиях (кукла, изображающая обидчика, наказывается ударами). Превентивный выход агрессивности в действиях, которые разрядили бы специфические нейронные сети, целесообразен, но в более приемлемых формах: спорт с его соревновательностью, охота, «созидание с разрушением» (рубка дров, косьба...), проективная разрядка (участие в качестве болельщиков в состязаниях, просмотр приключенческих фильмов...). Уже возникший агрессивный импульс можно разрядить сетованием.
[/5][/1]
Психологическая коррекция конфликта
 Статья / Психология / Социальная психология / Психологическая коррекция конфликта
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:11:18

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...