all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина

Проблемы педагогики


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:11:18
Проблемы педагогики


(Нет голосов)
204 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Проблемы педагогики



Педагогог -- защитник детей!



Трое моих детей уже окончили среднюю школу, и теперь, подытожив опыт общения детей со школьной программой, и свой трёхлетний опыт преподавания в техникуме, я попробую высказать своё впечатление об учёбе и о существующей системе образования.
Самое главное впечатление –– существующая система образования обладает единственной концепцией, которая заключается в стремлении буквально втолкать в детей как можно больше информации. Причём часто создаётся мнение, что многие преподаватели и сами уже не представляют, зачем и кому это нужно. В прочем, кому это нужно, по крайней мере, преподаватели, знают – методистам. Которых также можно понять, их обязанностью является совершенствование учебного процесса. А что это значить?
Очевидно, открытия – дело не одного года и даже десятилетия, да и талант ещё при этом не малый необходим, а различные указания из центра требуют ежегодных планов совершенствования учебного процесса, что понимается, как увеличение количества информации «скармливаемой» учащимся в единицу времени. Открытий нет, да и талантом обладают далеко не все, а планы вышестоящих инстанций выполнять надо, вот и обрушиваются на несчастных детей всё более усложнённые программы, «иксы» во втором классе и дифференциалы в десятом. Я не против достаточной сложности школьного курса, но его следует представлять как упражнение для интеллекта, подобно тому как спортсмены используют гантели для наращивания мышечной массы.
Достаточно сравнить программу любого класса двадцати, тридцати летней давности с современной, что бы ужаснуться процессом бюрократического прогресса, который привёл к такому усложнению.
Хорошо, а каков результат, возможно дети с восторгом принимают это усложнение, и следует только благодарить методистов-новаторов?
Я не профессиональный педагог, поэтому не буду распинаться об проблемах педагогов, в конечном итоге за пять, шесть лет работы они ухитряются наготовят себе массу разных шпаргалок-планов уроков, курсов и прочей бюрократической дребедени, столь утешающей вышестоящие инстанции, в лице от школьного методиста до министерского чиновника, вдруг, каким-то чудом попавшего с проверкой в школу. А вот школьник каждый день сталкивается с чудовищной нагрузкой, что, безусловно, включает в нём элементарный инстинкт самосохранения – защитить себя и свою психику. А ведь педагогика – в переводе защита детей!
Представьте себе пяти-семиклассника, типичного Тома Соера, мысли которого заняты в лучшем случае, щенками бродячей собаки, которых он нашёл на соседней брошенной стройке среди плит. А если ещё и не благополучно в семье, что встречается сплошь и рядом…
И вот этому, предельно занятому исследованием окружающего мира человеку, говорят о необходимости знать отличия между гетеротрофными и автотрофными, а он еще и родным-то языком не овладел толком, а от его требуют слов, которые он не то что понять, а и произнести не может. Ему начинают ставить отрицательные оценки, называть тупым животным – и он защищается, ищет тех, кто ценит его. Кто убеждает его в том, что и школа и преподаватели, а значить и оценка его способностей, его личности, которую преподаватели ему дают, стоит пары матюков… Я не буду приводить те матерные выражения, которыми в определённых кругах на улице характеризуют и школу и её сотрудников.
И вот потерян человек, и наверняка не самый плохой. Я насмотрелся на таких хлопцев особенно в малых шахтёрских городках, у них насмерть отбито всякое желание к образованию. И такое положение становится правилом, а не исключением.
А сколиозы и различные болячки, которыми начинают страдать в школе дети. Когда для добросовестного ребёнка невыполненное задание становится страшной психической травмой, ведущей и к язве желудка и прочим заболеваниям. И если бойкие «томы соеры» спасаются на улице у более старших, с помощью полного презрения к учёбе и ко всему с нею связанному. То более спокойные дети приобретают массу психологических комплексов, будучи не в состоянии овладеть программой. Практически все, в том числе и отличники, страдают в той или иной мере от чувства собственной неполноценности, которое усиленно насаждается школой.
На мой взгляд, школа не справляется с самым главным, она не интересуется состоянием психики детей. Нет там представления о том, что в конечном итоге, главное, что должны получить дети в школе – это уверенность в себе в своих силах, в том, что они подготовлены к самостоятельной взрослой жизни. Будем откровенны, для подавляющего большинства всё это «автотрофное, химически-физическо-математическое» в жизни так и не понадобится. Зато на всю жизнь останется чувство неполноценности, связанное с неспособностью решить некую абсолютно ненужную задачу.

Проблемы педагогики
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:11:18

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...