all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Психология / Социальная психология / Лекции по психологии. Продолжение 8-10

Лекции по психологии. Продолжение 8-10


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:11:16
Лекции по психологии. Продолжение 8-10


(Нет голосов)
400 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Лекции по психологии. Продолжение 8-10



Лекция 8 основные направления современной психотерапии


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ.
Фрустрационная теория неврозов.
Как уже говорилось, источником невротического напряжения человеческой психики является фрустрация основных потребностей, или травмы, связанные с подобными фрустрациями. Причем наиболее сильными являются, разумеется, психотравмы, полученные в детском возрасте. В соответствии с типом фрустрируемой потребности неврозы можно разделить на несколько групп, каждая из которых изучается и лечится вполне определенными психотерапевтическими направлениями.
1. Неврозы, связанные с угрозой человеческой жизни. Анализ данной группы неврозов проводят в основном две системы - Дианетика Р.Хаббарда и теория базовых пренатальных матриц С.Гроффа, с которой мы и начнем изучение данного раздела.
Согласно теории базовых пренатальных матриц одно из самых сильных потрясений которое вынужден испытывать каждый человек в течение своей жизни это переживание собственных родов. Действительно, представьте себе ребенка, который пребывает в теплых, ласковых водах материнской утробы, без труда получая все необходимые ему жизненные компоненты. Он защищен от громких звуков и яркого света. Его мир прост и удобен. Внезапно стенки его мира начинают сдавливать его, мир становится агрессивным и неуютным, стремится, как это инстинктивно ощущает ребенок, отторгнуть, уничтожить его. Затем следует следующий этап активной борьбы за собственную жизнь - ребенок пытается прорваться через узкий пульсирующий проход, пройдя который, испытывает последний шок - встречи с Большим Миром, его ярким светом, громкими звуками, резкими запахами и температурными переменами. Каждый из четырех описанных этапов запечатлевается в психике ребенка как первичный опыт существования в этом мире, удачный или неудачный, который потом проецируется на все последующие события человека и прежде всего на его отношения к жизни.
По числу базовых пренатальных матриц различают четыре типа невротических характеров, обусловленных фиксацией т. е. неудачным, неполным прохождением и каждого из этапов.
......................
Другим направлением современной психотерапии, широко известным, хотя и не признанным современной наукой, которое занимается психотравмами, порожденными опасностью для жизни, является Дианетика. Согласно учению Хаббарда психологические и соматические проблемы человека обусловлены особым типом программ - инграммами. Инграмма всегда появляется в момент бессознательности человека, т.е. когда отключен его "аналитический разум " - сознание.

пример из Хаббарда.

НЕВРОЗЫ И СЕКСУАЛЬНОСТЬ. ПСИХОАНАЛИЗ.
Как уже говорилось, вторая по значимости среди потребностей занимает потребность в удовольствиях и прежде всего сексуальная потребность. Не меньшую роль в жизни человека занимают неврозы, вызванные фрустрацией данной потребности. Теорию подобных неврозов разработал основоположник психоанализа великий психолог З. Фрейд.
Согласно концепции Фрейда в процессе развития человека его сексуальная потребность и потребность в удовольствии - Либидо проходит несколько этапов, характеризующихся соматической локализацией центра удовольствия.
Первый этап, называемый оральным, ребенок проходит в возрасте до 1 года. Все его удовольствия, в этом возрасте сосредоточены на одном единственном моменте - кормлении. Единственное решение, которое может принять ребенок в этом возрасте - есть или не есть.
Второй этап - анальный человек проходит в 2-4 летнем возрасте. В этом возрасте центр удовольствия человека перемещается в область анального отверстия и сосредотачивается вокруг акта дефекации
Третья стадия называется фаллической. В этом возрасте мальчики начинают получать удовольствие от контакта с фаллосом, девочки с клитором, и вступают в стадию так называемых Эдипальных отношений. Мальчик начинает испытывать влечение к матери, заявляет о желании женится на матери когда вырастет. Одновременно появляются агрессивные чувства в отношении отца попытка соперничества с ним, ревность матери по отношению к отцу.
В 13 -14 лет при нормальном развитии личности эдипальная стадия завершается, человек входит в генитальную фазу свое развития - фазу зрелого развития либидо.
Однако не каждому человеку удается гармонично пройти все указанные стадии психосексуального развития. Ошибки воспитания, другие фрустрирующие факторы могут привести к тому, что на какой-либо стадии произойдет задержка лично развития - фиксация, которая приведет к тому, что человек будет реагировать на различные жизненные ситуации в соответствии с опытом, полученным на соответствующей стадии. Так оральная фиксация может иметь место в случае, если ребенок был обойден матерински молоком или лаской в грудной период. Люди с подобной фиксацией обычно пассивны " источник всех материнских и духовных благ они видят вне себя " (Фромм) наиболее выразительной частью их внешности является рот. В зависимости от способа появления различают " активную и пассивную " формы оральной агрессии. Активная связана со стремлением кусаться, в том числе и в психологическом смысле этого слова - вербально по средствам ехидства и едких замечаний. Пассивная форма - болезнь, отказ от еды, жалобы.

Лекции по психологии. Продолжение 8-10
 Статья / Психология / Социальная психология / Лекции по психологии. Продолжение 8-10
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:11:16

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...