all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Психология / Социальная психология / Эмоциональный интеллект: на стыке менеджмента и психологии

Эмоциональный интеллект: на стыке менеджмента и психологии


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:11:16
Эмоциональный интеллект: на стыке менеджмента и психологии


(Нет голосов)
379 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Эмоциональный интеллект: на стыке менеджмента и психологии

 


Менеджмент предлагает для разрешения проблемы лидерства множество концепций, но ни одна из них до сих пор не была в достаточной мере универсальной. В этом смысле концепция эмоционального интеллекта на сегодняшний день представляет собой один из самых эффективных инструментов для нахождения решений в вопросах лидерства. Кроме того, она даёт возможность развивать лидерские качества людям, которым их не хватает.

Эмоциональный интеллект тесно связан с такими характерными для психологии понятиями, как эмпатия и алекситимия, поэтому по праву может считаться относящимся к сфере вопросов психологии (в данной статье будет раскрыт характер взаимодействия этих понятий между собой).

Лидерские качества проявляются не только в экономических отношениях, но и в любых человеческих взаимоотношениях. Универсальная концепция, позволяющая объяснить механизмы лидерства в любой или практически в любой среде, даёт нам широчайшие возможности для исследования разнообразных межличностных взаимодействий и вместе с тем для изучения отдельной личности, обладающей определенным набором лидерских качеств.

Эмоциональный интеллект

Важно обосновать использование понятия «эмоциональный интеллект». Речь идёт о способности распознавать, понимать и вызывать чувства и эмоции, что вполне можно отнести к интеллектуальной деятельности. С другой стороны эмоциональные реакции не менее важны для адаптации человека, чем умственная активность.

Хотя эмоциональное и рациональное обладает определенным сходством, мы можем определить и различия между ними по их проявлениям в характере взрослого человека, в котором рациональная и эмоциональная оценка ситуации нередко не просто отлична, но противоречива. Мы можем говорить о том, что в сознании происходит взаимопроникновение эмоционального и рационального как двух начал интеллектуального.

Изучение особенностей структуры, которую мы называем эмоциональным интеллектом, началось сравнительно недавно и не в нашей стране, поэтому русскоязычных материалов по теме сравнительно немного. Хотелось бы обратить на это внимание, поскольку иноязычность первоисточников всегда оставляет возможность для неоднозначного толкования.

В различных источниках английское emotional intelligence переводится неодинаково. Наряду с основным, мною будут использованы следующие варианты перевода: эмоциональное мышление, эмоциональная чувствительность, эмоциональное сознание, эмоциональный потенциал.

Использование такого варианта перевода как «эмоциональный интеллект» связывает EQ (emotionality quotient) с IQ. Естественным образом возникает вопрос, насколько обоснованно использование именно этого термина с учётом того, что речь идёт об эмоциях. Чтобы оценить терминологическую точность, необходимо иметь представление о том, какое смысловое содержание мы вкладываем в слова «эмоциональный интеллект» (это умение человека понимать и выражать свои чувства, а также понимать и вызывать чувства других людей). Эмоции как проявления душевной жизни сами по себе с интеллектом связывать весьма рискованно, а вот управление эмоциями на сознательном уровне - деятельность, которая вполне может быть отнесена к интеллектуальной. Мы не можем не отметить, что в данном случае термин очень точно выражает суть феномена, который за ним предполагают.

Понятие «эмоциональный интеллект» было введено в 1990 году Джоном Майером и Питером Саловеем, которые описывали эмоциональный интеллект как разновидность социального интеллекта, затрагивающую способность отслеживать свои и чужие эмоции и чувства. Саловей и Майер положили начало исследовательской деятельности, направленной на изучение возможностей развития существенных составляющих эмоционального интеллекта и изучение их значения. К примеру, они обнаружили, что в группе людей, которые просматривают неприятный фильм, быстрее приходят в себя те, кто способен легко распознавать эмоции других (1995 г.). В другом примере люди, которые легко распознавали эмоции других, лучше приспосабливались к изменениям в окружающей среде и строили поддерживающую их систему социальных отношений.

Саловей и Майер положили начало исследовательской деятельности, направленной на изучение особенностей эмоционального интеллекта, широкое же распространение понятие «эмоциональный интеллект» получило благодаря работам Дэниэла Гоулмена и Манфреда Ка де Ври.

В начале девяностых Дэниэл Гоулмен ознакомился с работой Саловея и Майера, что, в конечном счёте, привело к созданию книги «Эмоциональный интеллект». Гоулмен писал научные статьи для «Нью Йорк Таймс», его раздел был посвящен исследованиям поведения и мозга. Он выучился на психолога в Гарварде, где работал, среди прочих, с Дэвидом МакКлеландом. МакКлеланд в 1973 году был в группе исследователей, которые занимались проблемой следующего содержания: почему классические тесты познавательного интеллекта мало говорят нам о том, как стать успешным в жизни.
 Статья / Психология / Социальная психология / Эмоциональный интеллект: на стыке менеджмента и психологии
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:11:16

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...