Статья / Магия / Сны / Ритмы сна и память
Ритмы сна и память
Ритмы сна и память
Ритмы сна Во время сна работа мозга не прекращается, и спящий человек может воспринимать и даже запоминать словесную информацию. Работы по изучению метода обучения во сне проводились как у нас в стране (А. М. Свядощ, Л. А. Близниченко и др.), так и за рубежом (Ч. Элиотт, Ж. Женеве и др.). Многочисленные эксперименты по запоминанию во сне показали эффективность такого метода обучения.
В учебной экспериментальной группе, организованной в 1964 г. В. П. Зухарем, за 60 ночных и столько же вечерних занятий по английскому языку учащиеся усвоили до 2500 слов, словосочетаний и выражений. Проверка через 8 месяцев после обучения показала высокий уровень знаний языка. Занятия в состоянии сна позволяют запоминать слов в 2-3 раза больше, чем при обычном методе обучения. Однако наилучшее восприятие и запоминание информации происходят лишь в определенные стадии сна.
Экспериментально установлено, что больше всего подходят начальные стадии - дремота и поверхностный сон; совершенно не приемлемы глубокие стадии медленного сна.
Изучение биотоков мозга во время сна, проведенное Ю. А. Максимовым при помощи электроэнцефалографа, показало, что успешность усвоения материала находится в зависимости от ЭЭГ стадий сна; при доминирующем ритме электроэнцефалограммы в пределах 4-7 колебаний в секунду (тета-ритм) отмечены лучшие результаты.
Оптимальный для запоминания уровень сна, названный информационным уровнем, соответствует его дремотным в поверхностным стадиям.
В ночном сне стадии с доминирующей частотой 4-7 колебаний в секунду продолжаются сравнительно недолго - от 15 до 20 мин., после чего наступают глубокие стадии сна, при которых спящий перестает воспринимать информацию. Возможно, что целесообразно удлинить стадии сна, пригодные для обучения. Это позволило бы подавать информацию в течение большего промежутка времени, а следовательно, увеличило бы объем запоминания. В лаборатории клинической физиологии Научно-исследовательского института гигиены труда и профзаболеваний АМН проведены работы, направленные на поддержание сна на заданном уровне в течение определенного периода времени. Был разработан способ регулирования сна, при котором длительность ЭЭГ-стадий с доминирующим ритмом 4-7 колебаний в секунду возрастает в 2-2,5 раза по сравнению с обычным сном.
Поддержание сна на заданном уровне можно осуществлять при помощи автоматизированной системы управления, в которой регулирование параметров воздействия происходит по принципу обратной связи при использовании биотоков мозга спящего человека.
В этой системе помимо биотоков мозга, служащих в качестве основного физиологического показателя глубины сна, можно использовать ритмы дыхания, сердечных сокращений и движений глаз, а также биоэлектрическую активность мышц.
Автоматизированная система может не только следить за уровнем сна, поддерживая его на заданном уровне в течение необходимого промежутка времени, но и автоматически включать магнитофон, подавать информацию для запоминания в наиболее благоприятный для этого момент. По сравнению с методами обучения во сне, которыми пользовался В. П. Зухарь, метод автоматизированного управления имеет, по нашему мнению, преимущество. Дело в том, что методы обучения во сне, не предусматривающие обратной связи, не включают текст для запоминания в то время, когда обучающийся должен воспринимать информацию во сне. Но часто уровень сна обучающегося не совпадает с учебной программой. В одном случае информация для запоминания подавалась в тот момент, когда обучающийся не спал,- обучение во сне не происходило. Более того, звук передаваемого текста мешал ему заснуть. В другом случае обучающийся уже спал глубоким сном и не воспринимал передаваемой информации. Вполне понятно, что он ничего не запомнил.
Следовательно, необходим постоянный контроль за сном обучающегося хотя бы самыми простыми методами. В лаборатории экспериментальной фонетики Института языкознания им. А. А. Потебни АН УССР под руководством Л. А. Близниченко использовались ритмы дыхания для определения глубины сна. Чем глубже сон, тем дыхание становится более редким, уменьшаясь от 16-18 вдохов и выдохов в минуту до 12-14. Для измерения ритма дыхания применяли манжетку, объем воздуха внутри которой изменялся в такт с дыханием. В момент, когда дыхание становилось уреженным, включался магнитофон с текстом для запоминания.
Аппаратура для осуществления регулирования процессом обучения пока еще достаточно сложна. Надо полагать, что будут разработаны наиболее простые и доступные для использования устройства регулирования обучения во сне по биотокам мозга.
Ритмы сна и память
|
Статья / Магия / Сны / Ритмы сна и память
|
Назад в раздел
Самые интересные новости:
загрузка...
|