Самооценка школьника
Самооценка – это уровень восприятия человеческого сознания себя как личность в обществе. На ряду с самооценкой взрослого человека рассматривают термин «самооценка школьника». При оценке уровня самооценки школьника нужно иметь в виду, что школьник – это ребенок. А ребенок – это тот же человек, но не сформировавшийся как личность. Самооценка школьника непосредственно взаимосвязана с успехами в школьной деятельности. Школа для него является вторым домом так, как большую часть времени он проводит вместе с одноклассниками и учителями. Главным воздействующим фактором на самооценку является отношение учителя к ученику, точнее ученикам. Выделяя кого-то в классе, он может ущемлять личность других учеников.
Самооценка школьника – что нужно знать педагогу
Как уже говорилось, самооценка школьника во многом зависит от взаимоотношения с учителем и одноклассниками. Как правильно обращаться с детьми, чтобы никому не навредить? Думаю, каждый из нас помнит свои школьные годы и тех учителей, которые стали для нас близкими людьми. Но среди них были и те, которые выделяли одних среди других. «Берите пример, Вова как хорошо рассказал стихотворение». Подобные примеры, думаю, есть у каждого в памяти. Вопрос в том, как поступить учителю? Как хвалить одних, не ущемляя других? Награждать ребенка за заслуги, конечно же, надо. Но, обращая внимание на детей, которые хуже успевают нужно отметить их маленькие заслуги. Если человека постоянно угнетать, он таким и останется. Особенно в нежном возрасте это опасно. В результате исследование выяснилось, что многие серийные убийцы и наркомы не дополучили в детстве любви и были подвергнуты унижению со стороны учителей, одноклассников.
Самооценка школьника – вниманию родителей
Чтобы самооценка школьника правильно формировалась, нельзя говорить следующее:
- Ты не знаешь, ты не умеешь, лучше я сам…
- Возьми и успокойся (когда ребенок просит лишнюю конфету).
- Если увижу еще раз, я тебе покажу…
- Прекрати сейчас же!
- Хорошие мальчики (девочки) так не делают.
- Прекрати плакать!
- Пожалел бы меня немного.
- Нет, мы это не купим, он дорогой!
- Другие дети нормальные, ты один такой.
Нельзя выполнять каждое желание ребенка. Иначе он всегда будет думать, что Земля крутится вокруг него. Другие должны подчиняться кому. В то же время запрещается слишком сильные запреты. Это тоже ни к чему хорошему не приводит. В таком случае, ребенок сформируется как неуверенная в себе личность. Значит, нужно находить золотую середину. Психологи рекомендуют рассматривать воспитание школьников по трем цветным зонам, чтобы не пострадала самооценка школьника. Зеленая зона – Это действия, которые ребенок может совершить самостоятельно, без вмешательства родителей. Например, какой игрушкой играть сегодня, что взять с собой в гости. Желтая зона – это когда ребенку разрешается некоторые действия при выполнении одного условия. Например, можно бегать по лужам, если на тебе резиновые сапоги; за уроки можно сесть в любое время, но не позднее восьми вечера. Оранжевая зона, сюда входят действия, которые обычно запрещаются взрослыми, но в определенных условиях разрешаются. Например, в Новогоднюю ночь можно лечь спать позже, чем обычно. Красная зона – действия, которые запрещаются при любых обстоятельствах. Обычно, это действия, при которых ребенку может угрожать опасность. Например, играть со спичками, брать утюг. Самооценка школьника, в первую очередь, зависит от отношений с родителями.
Самооценка школьника – последнее слово
Почему родители не спешат сказать ребенку: «Нет!»? По мнению психологов, это из-за лени родителей. Поэтому потакают во всем. Если ребенок плачет и просит новую игрушку, мы бежит в магазин. Лишь по скорее успокоился. Разрешаем все, чтобы не мешал отдыхать. Потому, что так легче. Но не нужно забывать, что наши действия в будущем могут обернуться против нас. Когда самооценка школьника будет либо занижена, либо завышена, исправлять будет труднее. А ребенку с этим придется бороться всю жизнь.