Статья / Психология / Психология личности / Управление креативным процессом
Управление креативным процессом
Управление креативным процессом
Психология личности. Управление креативным процессом Процесс группового обучения: "раскадровка ".
Множественность перспектив замысла и проблемного пространства.
При использовании любой стратегии мы должны полностью давать себе отчет в том, что прочность всей цепи определяется прочностью самого слабого ее звена. Другими словами, если какая-то часть стратегии слаба, она может полностью разбалансировать все. Иногда человек говорит: "Я не умею визуализировать, я не могу сделать того, что требуется от Мечтателя ". Совершенно очевидно, что способность к творчеству будет определяться вашей способностью совершенствовать и употреблять свои пять чувств. Некоторые люди лучше всего чувствуют себя в роли Критика и 90% своей жизни проводят именно в этой роли. Именно здесь умение быть гибким по отношению к микростратегиям и играет решающую роль.
Разграничение различных процессов в каждом пункте помогает организовывать и координировать их, а также избегать наложений или взаимного "загрязнения " различных состояний.
Превращение критических заявлений в обычные вопросы позволяет избежать "негативных " эффектов, присущих Критику, и стимулировать Мечтателя.
Если творческий цикл надежно введен в действие, его можно обогатить процессами, стимулирующими латеральное мышление и бессознательное дозревание плана.
Творческий цикл группы или коллектива часто влечет за собой перемещения от крупных разбивок (масштабной картины или "видения ") к мелким (выработка микроцелей для достижения более масштабной цели). Ключевой момент в управлении групповым творческим процессом заключается в способности разбивать привычные роли членов группы или команды на отдельные познавательные интерактивные процессы, создавая взаимодействие, необходимое для осуществления замысла. Например, цели, стимулирующие творчество, ставятся, как правило, в расчете на нечто в будущем. В фазе Мечтателя они более долгосрочные. В фазе Реалиста -- более краткосрочные.
Вовлекая и поощряя к творчеству других, важно уметь выявлять и приспосабливать к ситуации как физическое, так и психологические ограничения. Управление творческим циклом целой группы требует также введения определенных физических и психологических ограничений, которое направляют групповой процесс в той фазе творческого цикла, в которой она находится.
Различные этапы творческого процесса подразумевают также ограничивающие факторы, относящиеся к разным типам свидетельств. Одним из свидетельств процесса воображения может быть количество выработанных идей. Но для критика большое количество идей может рассматриваться как проблема.
Элементы метапрограммы в естественных группах часто бывают взаимозависимыми (например, сокращение временных рамок проекта способствует тому, что его участники больше сосредоточиваются на задании, а не взаимоотношениях). Как мы уже отмечали, существуют группы элементов метапрограммы, которые ассоциируются с Мечтателем, Критиком и Реалистом. Осведомленность об этих группах позволяет узнавать их в других, либо специально вызывать у людей их проявления.
Для эффективного группового творчества необходимо сочетать следующее:
Все три стадии творческого цикла (Мечтатель, Реалист, Критик) и
Различные точки зрения членов группы на всех трех стадиях.
Во время собраний часто может возникать осложнение, связанное с тем, что Мечтатель способен высказать нечто неординарное, вызывающее изумление окружающих и одновременно -- негативную реакцию Критика. Отвечая Критику, Мечтатель может начать запальчиво защищать свой замысел. Критик будет протестовать, еще сильнее подливая масла в огонь, и они не смогут вырваться из этого порочного круга, пока Реалист не скажет: "Наше время истекло. Пора вернуться к работе ". В итоге получится лишь непримиримая борьба диаметрально противоположных мнений и никакого прогресса в развитии цикла, поскольку Мечтатель и Критик постоянно перебивают друг друга.
В эффективно действующей группе каждый будет стараться поддержать или содействовать другим: Мечтатель будет предлагать свои идеи Реалисту, который будет предлагать черновой проект Критику, который будет его оценивать, и т.д.
Важным фактором стимулирования коллективного творчества является поддержание равновесия в группе. С одной стороны, важно добиться как можно более полного раскрытия потенциала всех членов группы. С другой -- выявить и найти применение способностям отдельных лиц.
Управление креативным процессом
|
Статья / Психология / Психология личности / Управление креативным процессом
|
Назад в раздел
Самые интересные новости:
загрузка...
|