all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Философия / Мировоззрение / Психология кризиса

Психология кризиса


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:04:17
Психология кризиса


(Нет голосов)
682 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Психология кризиса



Глобальный экономический кризис стал нашей новой реальностью. Не потрясением или катастрофой, которое надо пережить, сжав зубы, а повседневной действительностью, в которой надо учиться жить. Тем более что даже в высших эшелонах власти – Минфине и правительстве – не отрицают, что новый экономический климат установился надолго. А значит, мы успеем к нему привыкнуть.

Впрочем, кажется, россияне уже привыкли к новым условиям существования. Паника закончилась, едва начавшись. Наш среднестатистический соотечественник, кажется, перестал беспокоиться по поводу того, что денег стало меньше, а цены в магазинах подросли. Ну что ж, психологически это вполне объяснимо. Как говорится, финансового кризиса бояться – за покупками не ходить. Тем более что волноваться по этому поводу всем банально надоело.

Когда призрак дефицита ликвидности еще только замаячил над просторами нашей родины, многим было действительно страшно. О кризисе и его возможных последствиях тогда трубили все, кому не лень: журналы, газеты, интернет-порталы и даже российские блоггеры. Чем только не пугали – дефицитом, дефолтом, возвращением в 1998 год… И отечественный читатель охотно в это верил, потому что понять, что происходит, никто не мог и, главное, не хотел.

А потом финансовую дамбу прорвало. Курс доллара начал стремительно расти, цены на потребительские товары ринулись следом, а многие наши соотечественники внезапно оказались за дверями своих офисов – кого-то сократили, кого-то отправили в неоплачиваемый отпуск "до лучших времен". Счастливчикам просто урезали зарплату.

Сегодня страшилки о кризисе рассказывают только отдельные СМИ. Простым гражданам, как, впрочем, и многим журналистам тема успела надоесть. Например, из двух ведущих российских бизнес-газет только одна продолжает кошмарить читателя. Вторая нашла другие темы для аналитики.

Обыватели обеих российских столиц, массово лишившиеся рабочих мест, стали коротать будние дни перед монитором компьютеров. Активный веб-серфинг стал, кажется, одним из атрибутов новой реальности. Россияне стали чаще посещать самые разные порталы, общаться в социальных сетях и писать в своих блогах. Френдлента в моем "Живом журнале" стала обновляться со скоростью ленты хорошего новостного ресурса - и это притом, что активных блоггеров среди моих друзей можно пересчитать по пальцам одной руки, а большинство в докризисные времена редко писало больше двух постов в месяц.

Парадоксально, что при этом практически никто не пишет об экономических проблемах. В сегодняшней "горячей пятерке" самых комментируемых постов российского "Живого журнала" нет ни одного сообщения про кризис. Передовых ЖЖ-юзеров волнует завершившаяся вчера ярмарка интеллектуальной литературы Non/Fiction, теракт в Мумбаи и незнакомка в красном, оказавшаяся впоследствии модным режиссером Валерией Гай-Германикой. Все что угодно, кроме кризисных прогнозов и констатации экономической реальности. Все привыкли.

Ничего не слышно о кризисе и в магазинах. Выражение на лицах покупателей вроде бы не изменилось. Покупать они тоже меньше не стали. А начавшиеся предрождественские распродажи как всегда усилили покупательскую активность. Сахар, соль и спички, кажется, не пользуются повышенным спросом. Никто не ждет катастрофы.

Когда кризис только постучался в дверь российского обывателя, многие говорили о том, что настал-де конец культуре потребления и гламура. О том, что россияне научатся экономить и уж точно вычеркнут из списка своих ежемесячных трат развлечения – кино, театры, клубы, кафе. Однако гламура, кажется, меньше не стало.

В кафе тоже по-прежнему яблоку негде упасть, даже в недорогих – тех, чья целевая аудитория, казалось бы, должна была сильнее всего почувствовать общемировой дефицит ликвидности на собственной шкуре и перенести посиделки с друзьями на собственные кухни. Но, похоже, прогнозы не сбылись. Во всяком случае, когда в середине прошлой недели мы с подругой решили скоротать вечерок в одном из кафе в центре Москвы, свободных столиков не было, - а ведь раньше такой наплыв посетителей случался разве что по пятницам.

Почему же наши соотечественники не боятся тратить деньги в нелегкие кризисные времена? Объяснение может только одно: россияне привыкли к стабильности. Стабильность в последние годы стала важнейшим трендом общественной жизни. Россиянам надоели бесконечные потрясения девяностых, и когда катаклизмы сошли на нет, все обрадовались тому, что наша многострадальная родина, наконец, превратилась в тихую гавань. Наступившую стабильность почувствовал на себе каждый, и никто не захотел расставаться с этим ощущением. Даже если оно превратилось в иллюзию.

Психология кризиса
 Статья / Философия / Мировоззрение / Психология кризиса
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:04:17

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...