all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина

Отцовство


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:06:39
Отцовство


(Нет голосов)
390 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Отцовство



Психология. Отцовство


1. Отцовство – универсальный и одновременно наиболее изменчивый и проблематичный аспект маскулинности. Это касается и социального института отцовства (fatherhood), и конкретных отцовских практик (fathering), и мужской идентичности, включающей образ Я.

2. Судя по историко-этнографическим данным, отцовство, т.е. наличие детей, всегда считалось обязательным показателем «мужской силы» и компонентом мужской идентичности. Хотя в мужской среде «достойные» размеры гениталий и высокая сексуальная активность сами по себе были доказательствами маскулинности, культура признала это лишь в том случае, если сексуальная активность сопровождалась появлением потомства.

3. В большинстве традиционных обществ «настоящий мужчина» не просто сексуален, но обязан иметь семью и детей, для которых он является защитником и кормильцем. Холостяк, как правило, не считался полноценным зрелым мужчиной и не пользовался соответствующим статусом. Исключением были духовные лица. Иногда символические нормы подкреплялись фискальными. Например, в русской деревне размеры земельного надела зависели от количества детей. Вместе с тем разные общества, в зависимости от способа производства, гендерного порядка и структуры семьи, дифференцируют отцовские обязанности. В отличие от матери, которой дороги все ее дети, мужская культура четко разделяет а) законнорожденных и незаконнорожденных (как бы ни определялось это понятие) детей и б) сыновей и дочерей. Во многих обществах им придается разная ценность и по отношению к ним устанавливаются неодинаковые обязанности. Хотя конкретные отцовские практики и привязанности никогда и нигде не были и не могли быть одинаковыми, нормативная маскулинность ставила в привилегированное положение сыновей.

В зависимости от структуры семьи и системы наследования, многие общества придавали особое значение первенцам, которые должны были не только биологически продолжить отцовский род, но и унаследовать имя, статус и имущество отца. Однако именно со старшими сыновьями у отцов чаще всего возникали конфликты. Фольклор многих народов отдает явное предпочтение младшим сыновьям, которые должны были сами пробивать себе дорогу в жизни, наделяя их умом и хитростью.

4. Хотя традиционная отцовская роль предполагала защиту и материальное обеспечение детей, на отцов нигде не возлагались обязанности по непосредственному выхаживанию и воспитанию детей. Как бы варьировали индивидуальные отцовские практики, эти функции считались женскими, несвойственными и ненужными мужчинам. У многих народов (например, Кавказа) существовали строгие правила избегания, накладывавшие жесткие ограничения на общение отца с сыном, особенно – на проявления ласки и нежности. Это суживало диапазон допустимых вербальных и эмоциональных контактов между отцом и детьми. В некоторых культурах и сословиях было принято отдавать детей на воспитание в чужие семьи (например, кавказское аталычество). С этим связано и распространенное представление, что мужчина «по природе» не способен ухаживать за детьми, хотя оно противоречит психологическим и антропологическим данным.

5. Самый распространенный транскультурный архетип отцовства - образ отсутствующего отца. В мифологическом сознании отец - прежде всего персонификация власти, прародитель и высший духовный авторитет. Эти представления закрепляются в образах массового сознания. В зависимости от особенностей того или иного общества, нормативный образ отца включает в себя несколько ипостасей: а) персонификация власти, б) кормилец, в) высший дисциплинатор, г) пример для подражания сыну, а иногда и непосредственный его наставник в воинской и общественно-трудовой деятельности. Именно по этим критериям общество оценивало степень отцовской успешности и на них основано мужское самоуважение. Физическое отсутствие отца в семье – не только следствие его внесемейных обязанностей, но и средство создания социальной дистанции между отцом и детьми ради поддержания отцовской власти.

6. В новое время содержание отцовской роли стало меняться. Абсолютный монарх, который волен карать и миловать, уступил место «кормильцу». У него стало меньше власти и больше обязанностей. Соответственно меняется и стиль отцовства. Средневековые тексты говорят исключительно о властных функциях отца, которого домочадцы должны почитать и слушаться, а самому ему мало что предписывается. В 17 и 18 вв. резко увеличивается число поучений и наставлений, адресованных отцам, как им следует воспитывать детей.

Отцовство
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:06:39

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...