all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина

Молчаливые дети


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:06:37
Молчаливые дети


(Нет голосов)
421 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Молчаливые дети



Психология личности. Молчаливые дети


Cтатистика свидетельствует — современные дети начинают говорить значительно позже своих сверстников 10–20-летней давности. Срок речевого старта сдвинулся от полутора лет к двум с половиной, а у мальчиков даже к трем. А виной всему большой объем информации, неблагоприятная экология и неважное здоровье будущих мам.

Ни один вопрос детского развития не беспокоит родителей так сильно, как развитие речи, — неговорящий ребенок слывет «запущенным», производит впечатление недостаточно развитого, хотя это совсем не соответствует действительности. Жалобы на то, что малыш не говорит или говорит меньше по сравнению со сверстниками, можно услышать от родителей детей разного возраста, особенно если ребенок — первенец.

Чаще всего бывает, что малыш хорошо понимает то, что ему говорят взрослые (в 2 года может выполнить просьбу «Принеси мне мишку», в 3 года — «Посади куклу на стул»), активно пользуется другими способами общения — мимикой, жестами, но связная фразовая речь запаздывает. Специалисты называют это темповой задержкой речи. Начав говорить, такие дети очень быстро нагоняют своих сверстников. Обычно речевой взрыв происходит летом, во время поездки на море или на дачу, когда организм ребенка крепнет, а сам он получает много новых впечатлений.
Камушки на пути

Нередко бывает, что ребенок, заговорив, обнаруживает те или иные нарушения речи, которые сильно беспокоят родителей.

«Свой язык». Многие малыши первое время придумывают собственные сочетания звуков, означающих те или иные предметы. Однако есть дети, которые говорят исключительно на «своем языке», переставляя слоги или заменяя их другими в произносимых словах. И родителям, и окружающим приходится прикладывать много усилий, чтобы понять, что говорит ребенок. Малыш нередко капризничает, плачет, злится, столкнувшись с непониманием. В основе этих проблем лежит сложное речевое нарушение, требующее своевременного внимания специалистов.

Заикание. Родители часто жалуются, что ребенок, едва начав говорить, стал заикаться. В момент освоения речи нервная система малыша испытывает огромные нагрузки, и если возникает дополнительный стресс — происходит речевой срыв. В первые несколько месяцев такое отклонение существует само по себе, затем к нему добавляются реакции со стороны нервной системы. В момент запинки ребенок краснеет, потеет, появляется страх речи, движения становятся скованными. Лечение заикания нужно начинать как можно раньше. В этот период необходимо создать ребенку максимально спокойную обстановку — не включать телевизор, исключить компьютерные игры. Малыш должен больше спать, говорить с ним следует очень спокойным, тихим голосом и, конечно, ни в коем случае нельзя ругать его за запинки или акцентировать на них излишнее внимание.

Физиологическое косноязычие. Начав говорить, малыш, как правило, плохо произносит многие звуки, и его речь не всегда понятна окружающим. Обычно трехлетки смягчают слова — это основная особенность их речи. Ребенок произносит «холесий» вместо «хороший», «лясятка» вместо «лошадка». Бессмысленно и очень вредно муштровать свое чадо, пытаясь заставить его сразу говорить правильно: чаще всего физиологическое (то есть естественное, обусловленное особенностями развития речевого аппарата) косноязычие к 4–5 годам полностью проходит.

Двуязычные семьи. Семьи, в которых родители говорят на разных языках, встречаются все чаще. Обычно взрослым хочется, чтобы ребенок освоил оба языка одинаково хорошо. Практика показывает, что это возможно, однако именно дети-билингвы, с рождения погруженные в двуязычную атмосферу, начинают говорить позже сверстников, первое время смешивают языки. Специалисты считают, что, если речевых трудностей у ребенка-билингва изначально нет, он с легкостью и быстро освоит оба языка. Однако, если имеются нарушения и задержка речи, лучше сосредоточиться на одном, поскольку освоение сразу нескольких языков слишком сильно нагружает нервную систему.
В клетке молчания

Значительно серьезнее ситуация, когда речь у ребенка отсутствует потому, что в период беременности или первые несколько месяцев жизни головной мозг малыша оказался поврежден. Без специального обучения такие дети научиться говорить не могут. Если коррекционная работа со специалистом начинается поздно, то умственное развитие детей тоже может задерживаться: запас знаний о мире у ребенка с определенного возраста зависит от развития его речи.

По-научному это заболевание называется «алалия». Существует две формы алалии: моторная, при которой малыш хорошо понимает, что ему говорят, но не в состоянии говорить сам, потому что повреждены зоны мозга, отвечающие за движение, и сенсорная, при которой задеты те участки мозга, которые отвечают за понимание речи, — в результате ребенок не понимает того, что ему говорят, и неспособен говорить сам. Часто встречается смешанная форма этого заболевания — сенсомоторная алалия, при которой и понимание речи, и ее формирование нарушены.

Молчаливые дети
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:06:37

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...