all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Психология / Психология личности / Личностное развитие подростков

Личностное развитие подростков


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:06:37
Личностное развитие подростков


(Нет голосов)
430 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Личностное развитие подростков



Психология личности. Личностное развитие подростков


С мыслью о том, что личностью человек не рождается, а становится, согласны сейчас большинство психологов. А.Н. Леонтьев говорил, что "личность рождается дважды ": первый раз внутри социального индивида, восприятие "Я " как части коллективного "мы ". Второй раз - как рождение самостоятельного субъекта. Характеризуется не только самостоятельностью решения, но и ответственностью за совершенный выбор. То есть происходит выход за рамки социального индивида. Чаще это "рождение " проходит в конце подросткового возраста. Тогда же происходит и формирование Я-концепции, а иначе говоря - Образа Я.
Что же такое Образ Я? Как он складывается?
Образ Я - это представление человека о себе самом. Говоря научным языком, Образ Я - относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит взаимодействие с другими.
Образ Я не статичен и включает в себя 3 компонента:
1) Когнитивный компонент: представление о своих способностях (интеллекте), внешности, социальной значимости и т.д.
2) Эмоционально-оценочный компонент может включать в себя самоуверенность, самокритичность, себялюбие, самоуничтожение (т.е. самоотношение).
3) Поведенческий (волевой компонент): стремление быть понятым, завоевать симпатию, уважение, повысить свой статус (или желание быть незамеченным, скрыть свои недостатки).
Таким образом, в целом, Я-концепция включает в себя набор неких устойчивых характеристик, с помощью которых человек описывает себя самого и дает себе эмоциональную оценку. Эти характеристики очень разнообразны, но любая из них относится к одному из трех видов "Я ":
1) Социальное "Я ".
Социальное "Я " возникает благодаря включенности личности в жизнь общества в целом, а так же в игру "социальных ролей ", в рамках которой поведение человека начинает подчиняться определенным правилам. "Человек ", "школьник ", "сын (дочь) ", "друг ", "спортсмен ", "отличник ", "юноша (девушка) " - это лишь краткий перечень ролей, которые могут исполняться в подростковом возрасте.
2) Физическое "Я ".
Внутренний мир каждого из нас во многом определяется свойствами этой физической оболочки: биологическим полом, физическим здоровьем, особенностями устройства нервной и гормональной систем. Внешний облик - предмет исследования, заботы, подражания и поиска индивидуальности.
Подростку предстоит в сфере развития его самосознания приспособиться к своему телесному, физическому облику. От отрицания себя через кризисные переживания и подвиги физического самосовершенствования он должен прийти к принятию уникальности своей телесной оболочки и принять ее как единственно возможное условие своего материального бытия. Идентификация с телом происходит в соответствии с традиционным отношением к нему в культуре, к которой принадлежит подросток.
3) Психологическое "Я ".
Психологическое "Я " представляет собой набор характеристик, с помощью которых каждый из нас описывает себя как индивидуальность, как существо, обладающее психологическими свойствами: характером, личностными особенностями, способностями, привычками, странностями и склонностями. И здесь мы можем выделить:

"Я - реальное " - переживание как представление о себе в момент самого переживания,
"Я - идеальное " - то, каким он (человек) должен был бы стать, чтобы соответствовать внутреннему критерию успешности,
"Я - глазами других " - то, как нам кажется нас видят другие.
Мнения психологов на то, каким законам подчиняется развитие личности, значительно расходятся. Эти расхождения касаются понимания движущих сил развития, в частности значения общества и различных социальных групп для развития личности, закономерностей и этапов развития, наличия, специфики и роли в этом процессе кризисов развития личности, возможностей ускорения процесса развития и других вопросов. С каждым типом теорий связано свое особенное представление о развитии личности. В последние десятилетия усиливается тенденция к целостному рассмотрению личности с позиций разных теорий и подходов, и здесь намечается интегративная концепция развития, принимающая во внимание согласованное, системное формирование и взаимозависимое преобразование всех тех сторон личности, акцент на которые делался в русле различных подходов и теорий. Одной из таких концепций стала теория, принадлежащая американскому психологу Э. Эриксону, в которой, более чем в других, данная тенденция оказалась выраженной.

Личностное развитие подростков
 Статья / Психология / Психология личности / Личностное развитие подростков
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:06:37

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...