all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Психология / Психология личности / Как научить ребенка играть со сверстниками

Как научить ребенка играть со сверстниками


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:06:36
Как научить ребенка играть со сверстниками


(Нет голосов)
435 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Как научить ребенка играть со сверстниками




- Где детям интересно? Конечно, в игре. Причем, когда мы предлагаем детям поиграть вместе, перед нами вовсе не стоит задача заставить детей дружить. А вот научить детей уважать друг друга, научить ощущать чувство собственного достоинства, научить устанавливать отношения с тем, кто тебе незнаком, не очень приятен или, наоборот, интересен, - вот что важно. Не только на сегодняшний момент, но и для будущей жизни этого ребенка - будущего взрослого.

- Значит, не всякая игра этому способствует?

- Как ни странно, да. В детской игре есть несколько постулатов, которым лучше следовать. В игре должно соблюдаться банальное следование знаменитому лозунгу французских революционеров “Свобода. Равенство. Братство”. При этом детская игра - это не спортивная игра, то есть дети должны стремиться не к победе, а к результату. Так мы исключаем нездоровую соревновательность. Детская игра очень близка к театральному этюду. Если вы посмотрите на увлеченных игрой детей, то увидите работу системы Станиславского в действии. Дети играют по принципу “здесь и сейчас!”: они перевоплощаются в королев или воинов, в индейцев, в животных, они проживают это полностью, самозабвенно.

- Анатолий, а как взрослым правильно построить детскую игру?

- Главное - исключить страх из игры. Если вы собираетесь занять детей в игре, помните: играть, во-первых, должны все сразу, не надо унижать детей, когда они тянут руку и стонут: “Можно, я тоже!” Нельзя и останавливать игру или исключать кого-то из детей из игры в качестве наказания. Да, бывает, дети неправильно себя ведут в игре, могут расшалиться так, что это перейдет в конфликт. Тут задача взрослых - лишь приостановить процесс игры и дать паузу на отдых или же объяснить провинившемуся, в чем его ошибка и как надо играть. И обязательно продолжить! И еще один страх, который тоже надо убрать из игры, - страх насилия. Есть дети, которые не терпят “указаний” и не хотят делать “как все”. И не надо! Не злитесь в ответ и не требуйте “соблюдения правил”. Надо уметь проявить мягкость, уметь менять правила на ходу, подстраивая их под конкретного ребенка. Скажем, мы играем в игру, прыгая на воздушные шарики и лопая их. А один мальчик отказывается - ему жалко шарики или он боится это делать. Ничего страшного: этому мальчику мы дадим другое задание - например, собрать как можно больше целых шариков. Видите, как легко можно сразу же поменять ситуацию, и все остаются в игре! А еще я очень не советую выбирать в игре “капитана”. У детей обостренное чувство справедливости и ревность. Лучше, когда у всех в игре одинаковые права, и не надо, чтобы от одного человека зависел весь коллектив. К тому же это исключает и проблему “козла отпущения”: когда в игре все равны, не на кого валить вину и, наоборот, любой игрок может исправить допущенную другим ошибку.

- И что же тогда меняется в самих детях во время игр?

- Они понимают, что играют ради процесса, а не ради результата. Я не говорю, что надо исключать соревнования или разбивки на команды, но просто не нужно нацеливать ребят на результат. Еще лучше - устанавливать разные номинации, тогда буквально каждый из играющих может стать победителем. И команду надо подбирать с умом. Например, тех, кто не очень дружит, лучше ставить в одну команду рядом. Когда дети помогают друг другу, держат друг друга за руки, между ними незаметно меняются отношения.

Когда ребенок понимает, что от него не ждут побед, а просто дают возможность проявить себя, он вдруг осознает гордость за себя! “Я остаюсь самим собой!” Так рождается чувство собственного достоинства. И наоборот, устанавливается то самое уважение между детьми, преодолеваются межличностные барьеры. Вообще игры, особенно шуточные, сближают. Посмеялись над собой и над друзьями - и вот уже больше доверия друг к другу. Когда ребенок осознает, что его не загоняют в рамки жестких правил, то он ощущает свободу и собственную значимость. Скажем, в одной игре мы говорим: “Вы - зернышки. Садитесь как вам удобно”. В другой игре дети изображают деревья, вокруг которых ходит медведь, их задача - чтобы медведь их не сломал, а уж как - не сходя с места, присесть, уклониться - их выбор. Дети понимают, что внутри правил игры они свободны! Наконец, когда ребенок участвует в одной игре со своим обидчиком, но знает, что в игре в данный момент нужно воздержаться от обид и оскорблений, он учится формировать отношения на доброжелательной базе.

Как научить ребенка играть со сверстниками
 Статья / Психология / Психология личности / Как научить ребенка играть со сверстниками
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:06:36

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...