all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Психология / Психология личности / Изучение психофизиологических качеств человека

Изучение психофизиологических качеств человека


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:06:36
Изучение психофизиологических качеств человека


(Нет голосов)
301 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Изучение психофизиологических качеств человека



Принципы и методические основы изучения психофизиологических качеств человека


Огромную роль в овладении специальностью играет комплекс психофизиологических качеств человека, и в первую очередь таких, как функции слухового, зрительного анализаторов, оперативная и долговременная память, степень концентрации и переключаемости внимания, эмоционально-волевые качества, психомоторная реакция, нервно-психическая устойчивость и некоторые другие факторы [3,5,7,8].

В принципе можно любого физически и психически здорового человека обучить выполнению обязанностей какой-либо профессии. Однако практика подготовки специалистов при учете фактора времени и экономической целесообразности показывает, что наибольшей эффективности обучения можно добиться у людей, обладающих необходимым комплексом психофизиологических качеств, выявление которых может быть осуществлено проведением психофизиологического отбора. Поэтому целесообразно до начала обучения проводить индивидуальную оценку этих качеств с целью определения лиц, наиболее способных к обучению и овладению конкретной специальностью. Это позволяет значительно сократить сроки подготовки и снизить отсев в процессе обучения [4,5,6].

Исходя из этого, оценка психофизиологических качеств человека является довольно актуальной задачей, которая особенно остра сейчас, при включении человека в сложные технические системы "человек-машина ", высокой "ценой " ошибочных действий, следствием которых является не только снижение качества профессиональной деятельности, но и возникновение аварий и даже катастроф.

Психофизиологический отбор является составной частью профессионального отбора, который предусматривает оценку пригодности военнослужащих по комплексу информативных показателей для выполнения определенной деятельности.

При разработке системы психофизиологического отбора военнослужащих необходимо руководствоваться следующими основными принципами:

- обоснованность - должна быть обоснована сама необходимость психофизиологического отбора, т.е. отбор проводится только для тех специальностей, для которых установлена явная зависимость успешности обучения и последующей профессиональной деятельности от уровня развития у кандидата определенных психологических и психофизиологических свойств и способностей;
- комплексность означает всестороннее изучение и оценку профессионально важных свойств и возможностей кандидата для правильного определения его пригодности к обучению и последующей профессиональной деятельности по специальности;
- динамичность предполагает пролонгированное наблюдение за военнослужащими как в обычных условиях, так и в стрессовых ситуациях, экстремальных условиях;
- этапность отбора - выделяют социальный (образование, профессия, направленность первичной военно-технической подготовки), медицинский (состояние здоровья, уровень физического развития), психофизиологический этапы отбора (соответствие психофизиологических качеств требованиям профессии), а также заключительный этап (оценка эффективности отдельных этапов отбора и всех мероприятий в целом);
- активность - возможность выявить дополнительные резервы повышения надежности военных специалистов, например, за счет совершенствования системы подготовки, улучшения режима деятельности;
- группировка специальностей (дифференцированное прогнозирование) - разрабатываются комплексы методик обследования не для каждой военной специальности, а для групп специальностей;
- практичность психофизиологического отбора означает проведение таких мероприятий по прогнозированию профессиональной пригодности, которые были бы оправданы в отношении материальных, временных и финансовых затрат на их осуществление.

Создание практических рекомендаций по психофизиологическому отбору следует строить на основе системного принципа, который предусматривает необходимость последовательного выполнения строго определенного комплекса мероприятий, имеющих целью в конечном итоге, обоснование методических приемов и критериев оценки физиологических и психических функций, профессионально важных для конкретного вида (или видов) деятельности.

Определение необходимости, целесообразности разработки системы психофизиологического отбора основывается на результатах анализа успешности обучения военнослужащих и эффективности рабочей деятельности уже подготовленных специалистов на конкретных объектах военной техники, а также на изучении характера связи профессиональной эффективности обучения или деятельности с индивидуальными психологическими особенностями, степенью развития психофизиологических функций. Потребность в проведении отбора возникает в следующих случаях: 1) При высокой "цене " ошибки в материальном или моральном отношении; 2) При существенной доли лиц, не справляющихся с обязанностями после обучения.
[/4][/3]
Изучение психофизиологических качеств человека
 Статья / Психология / Психология личности / Изучение психофизиологических качеств человека
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:06:36

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...