all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина

Фрустрация


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:06:35
Фрустрация


(Нет голосов)
263 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Фрустрация



Психология личности. Фрустрация


Необходимыми признаками фрустрирующей ситуации согласно большинству определений является наличие сильной мотивированности достичь цель (удовлетворить потребность) и преграды, препятствующей этому достижению (107; 199; 208; 210; 215; 236 и др.).

В соответствии с этим фрустрирующие ситуации классифицируются по характеру фрустрируемых мотивов и по характеру "барьеров ". К классификациям первого рода относится, например, проводимое А. Маслоу (223) различение базовых, "врожденных " психологических потребностей (в безопасности, уважении и любви), фрустрация которых носит патогенный характер, и "приобретенных потребностей ", фрустрация которых не вызывает психических нарушений.

Барьеры, преграждающие путь индивида к цели, могут быть физические (например, стены тюрьмы), биологические (болезнь, старение), психологические (страх, интеллектуальная недостаточность) и социокультурные (нормы, правила, запреты) (199; 210). Упомянем также деление барьеров на внешние и внутренние, использованное Т. Дембо (183) для описания своих экспериментов: внутренними барьерами она называла те, которые препятствуют достижению цели, а внешними – те, которые не дают испытуемым выйти из ситуации. К. Левин, анализируя внешние в этом смысле барьеры, применяемые взрослыми для управления поведением ребенка, различает "физически-вещественные ", "социологические " ( "орудия власти, которыми обладает взрослый в силу своей социальной позиции " (215, с.126)) и "идеологические " барьеры (вид социальных, отличающийся включением "целей и ценностей, признаваемых самим ребенком " (там же, с.127). Иллюстрация: "Помни, ты же девочка! ").

Сочетание сильной мотивированности к достижению определенной цели и препятствий на пути к ней, несомненно, является, необходимым условием фрустрации, однако порой мы преодолеваем значительные трудности, не впадая при этом в состояние фрустрации. Значит, должен быть поставлен вопрос о достаточные условиях фрустрации, или, что то же, вопрос о переходе ситуации затрудненности деятельности в ситуацию фрустрации (ср.: 83). Ответ на него естественно искать в характеристиках состояния фрустрированности, ведь именно его наличие отличает ситуацию фрустрации от ситуации затрудненности. Однако в литературе по проблеме фрустрации мы не находим анализа психологического смысла этого состояния, большинство авторов ограничиваются описательными констатациями, что человек, будучи фрустрирован, испытывает беспокойство и напряжение (199), чувства безразличия, апатии и утраты интереса (236), вину и тревогу (210), ярость и враждебность (199), зависть и ревность (192) и т.д. Сами по себе эти эмоции не проясняют нашего вопроса, а кроме них у нас остается единственный источник информации – поведенческие "следствия " фрустрации, или фрустрационное поведение. Может быть, особенности этого поведения могут пролить свет на то, что происходит при переходе от ситуации затрудненности к ситуации фрустрации?

Обычно выделяют следующие виды фрустрационного поведения: а) двигательное возбуждение – бесцельные и неупорядоченные реакции; б) апатия (в известном исследовании Р. Баркера, Т. Дембо и К. Левина (173) один из детей в фрустрирующей ситуация лег на пол и смотрел в потолок); в) агрессия и деструкция; г) стереотипия – тенденция к слепому повторению фиксированного поведения; д) регрессия, которая понимается либо "как обращение к поведенческим моделям, доминировавшим в более ранние периоды жизни индивида " (236, с.246-247), либо как "примитивизация " поведения (измерявшаяся в эксперименте Р. Баркера, Т. Дембо и К. Левина снижением "конструктивности " поведения) или падение "качества исполнения " (180).

Таковы виды фрустрационного поведения. Каковы же его наиболее существенные, центральные характеристики? Монография Н. Майера (220) отвечает на этот вопрос уже своим названием – "Фрустрация: поведение без цели ". В другой работе Н. Майер (221) разъяснял, что базовое утверждение его теории состоит не в том, что "фрустрированный человек не имеет цели ", а "что поведение фрустрированного человека не имеет цели, т.е. что оно утрачивает целевую ориентацию " (221, с.370-371). Майер иллюстрирует свой тезис примером, в котором двое людей, спешащих купить билет на поезд, затевают в очереди ссору, затем драку и оба в итоге опаздывают. Это поведение не содержит в себе цели добывания билета, поэтому, по определению Майера, оно является не адаптивным (=удовлетворяющим потребность), а "фрустрационно спровоцированным поведением ". Новая цель не замещает здесь старой (там же).

Фрустрация
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:06:35

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...