all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Психология / Психология личности / Части поля. Психологическое прошлое, настоящее и будущее

Части поля. Психологическое прошлое, настоящее и будущее


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:06:34
Части поля. Психологическое прошлое, настоящее и будущее


(Нет голосов)
422 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Части поля. Психологическое прошлое, настоящее и будущее



Психология. Части поля. Психологическое прошлое, настоящее и будущее



Следуя терминологии Л. К. Франка [6], мы говорили о «временной перспективе», которая включает психологическое прошлое и будущее на реальном и различных ирреальных уровнях. Показано, что временная перспектива, существующая в данное время, очень важна для многих проблем, таких как уровень притязания, настроения, творчества и инициативы человека. Фарбер [4], например, показал, что степень страданий заключенного больше зависит от его ожиданий освобождения через пять лет, чем от приятности или неприятности его теперешнего положения.

Важно осознать, что психологическое прошлое и психологическое будущее являются одновременными частями психологического поля, существующего в данное время. Временная перспектива непрерывно меняется. Согласно теории поля, поведение любого типа зависит от всего поля данного момента, включая временную перспективу, но не зависит от какого-либо прошлого или будущего поля с его временной перспективой.

Может быть, будет показательным рассмотрение с позиции теории поля основных методологических проблем, связанных с одним из основных понятий теории условных рефлексов, а именно с понятием торможения. Индивид привыкает к тому, что после определенного стимула, скажем звонка, появляется пища. Когда он голоден, он ест. После ряда таких опытов индивид начинает совершать определенные приготовительные действия для еды, как только услышит звонок колокольчика, возвещающего о ней. Говорится, что он «обусловлен». Теперь экспериментатор, не ставя в известность испытуемого, меняет ситуацию, и за звонком, связанным с едой, уже не появляется пища. Через некоторое время испытуемый уже не делает приготовления к еде, когда звенит колокольчик. Этот процесс называется торможением.

«Навыки человека» в данное время могут и должны рассматриваться как части настоящего поля, Следует ли рассматривать их как познавательную структуру, или сопротивление изменению познавательной структуры — как образование или фиксацию валентностей, или рассматривать в другой концептуальной схеме, не является нашей проблемой. Операциональные навыки [14; 18], как и мыслительные, рассматривались в теории поля. Они близко связаны с проблемами идеологии [9] и ожидания.

Как справедливо указывали Толмен [20], Хилгард, Мар-гиус [7] и другие, обусловливание, как и торможение, связано с изменениями на реальном уровне психологического будущего. Для теории поля важно различать в отношении обусловливания и торможения два типа проблем. Проблемы одного типа связаны с вопросом, как влияет на ожидание восприятие, с одной стороны, и память — с другой. Какие изменения в воспринимаемой структуре психологического настоящего влекут к изменениям в структуре психологического будущего и какие законы управляют взаимовлиянием этих двух частей психологического поля? Исследования уровня притязаний дают некоторые знания о факторах, влияющих на структуру реального плача будущего. Корш-Эска-лона [10] сделал шаг по направлению к математическому анализу влияния психологического будущего на силы, управляющие настоящим поведением. Изучение уровня притязаний дает нам также представление о влиянии психологического прошлого (а именно предыдущих успехов или неудач) на психологическое будущее. Этот вопрос, очевидно, тесно связан с торможением.

Методологическая основа проблем такого типа ясна: они имеют дело с взаимозависимостью различных частей психологического поля, существующего в данный момент. Иными словами, это законные вопросы теории поля типа B t =F(St), Другой тип проблем, которые рассматривает теория условных рефлексов, пытается связать последующую ситуацию 54 (например, в процессе торможения) с предыдущей ситуацией S1 во время научения или с рядом похожих или различных предыдущих ситуаций S1, S2, S3..... Они связывают поведение с рядом повторений. Иными словами, эти проблемы имеют следующую форму: B t =F(St-n) или B t =F(St-n,St-m,…).

Здесь теория поля требует более критического и более аналитического типа мышления. Следует различать по крайней мере два типа проблем.
[/10][/7][/20][/9][/14][/4][/6][/2]
Части поля. Психологическое прошлое, настоящее и будущее
 Статья / Психология / Психология личности / Части поля. Психологическое прошлое, настоящее и будущее
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:06:34

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...