all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Психология / Психология человека / Типология индивидуальности. Дедуктивный подход

Типология индивидуальности. Дедуктивный подход


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:06:33
Типология индивидуальности. Дедуктивный подход


(Нет голосов)
279 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Типология индивидуальности. Дедуктивный подход



Психология. Типология индивидуальности. Дедуктивный подход


Для дедуктивного подхода и связанных с ним способов психотерапии, во-первых, изучаемая реальность не обособлена от исследователя, она включает в себя и его собственные индивидуальные черты. Открываемым в ней закономерностям подчиняется теперь не кто-то "другой", но, как и любой человек, "ты сам". Принципиальным становится положение о том, что каждый конкретный человек способен (подобно исследователю) на попытку понять объективные закономерности своего индивидуального развития и использовать их как средства овладения, управления им. Суть терапевтического воздействия сводится не к индивидуальным мерам приспособления к среде, но к возможности самостоятельной активной перестройки индивидуальности и соответствующих способов поведения. Тем самым, данный подход имеет дело не с пациентом – объектом внешнего воздействия, призванным изменить его "природу", но с субъектом – человеком, который может изменить себя сам.

Во-вторых, дедуктивный подход к построению индивидуальных типов предполагает понятие нормы, причем такой, которая безусловно существует, должна существовать. Определение нормы и составляет искомые принципы организации различных типов характера, условия их становления. И, в-третьих, выделение конкретных индивидуальных черт того или иного типа связано с объяснением их необходимого назначения и генеза, вне понимания которых оно утратило бы всякий смысл.

Дедуктивный подход нередко называют теоретическим. Однако подобные "теории" не только не могут быть созданы без опоры на реальность5, но имеют совершенно особый для научных открытий статус: они сразу становятся основой для системы средств организации поведения человека в повседневной жизни. Ведь обращение к человеку, способному к самостоятельным изменениям, и является совершенно особым. Предполагается, что у него уже есть (их не может не быть) какие-то средства самоопределения, и задача исследователя – помочь ему осознать эти средства, раскрыть их на новом уровне и научить заново пользоваться ими.

Интересно, что и само языковое выражение "теоретических" утверждений становится особым, метафорическим. В принципе понятное даже для непосвященных, их содержание может озадачивать ученых-эмпириков, требующих прямого описания фактов. Происходит это потому, что содержательные определения характера и их следствия направлены не на описание психической реальности как таковой, но являются предписаниями, правилами ее активного построения.

Яркой исторической иллюстрацией может служить определение характера и темперамента у одного из основателей названного подхода – немецкого философа Канта, которое интересно представить именно через его "неожиданные" житейские следствия.

Так, Кант настойчиво утверждает о принципиальной невозможности смешения типов характера (и темперамента), как разных способов поведения, чувствования в обыденной жизни (хотя, если понимать типы эмпирически, с их смешением мы встречаемся – почти в каждом из нас – сплошь и рядом). Отсюда, он считает также невозможным построение своего характера путем отбора и сочетания – "селекции" -наиболее положительных черт других людей, подобно желанному, но невероятному "выращиванию" жениха для известной гоголевской невесты6. Наконец, согласно Канту, вообще не стоит рассчитывать на то, будто характер можно сформировать постепенно, по частям, он возникает (если возникает) только сразу (что, казалось бы, тоже не соответствует житейским представлениям).

Очевидно, что все эти утверждения о характере имеют определенный иносказательный смысл. Если нам удастся его раскрыть, мы поймем, что по Канту характер – целостное образование, которое не является даром природы, но формируется самим человеком в результате специального направленного усилия, что требует полной ответственности и самостоятельности. "Просто иметь характер, – писал Кант, – значит обладать тем свойством воли, благодаря которому субъект делает для себя обязательными практические принципы, которые он собственным разумом предписывает себе как нечто неизменное"7. Конечно, поскольку человек не имеет полного знания всех возможных жизненных ситуаций, никто не гарантирует ему адекватности, "правильности" собственных принципиальных поступков всегда и везде, но именно поэтому они должны быть поступками по правилам.8 Да и сам характер не обретается человеком однажды и навсегда, он утверждается (и в этом смысле – как бы возникает) каждый раз заново при очередных жизненных испытаниях как средство и результат самостоятельного сознательного усилия по созданию (или перестройке) своей индивидуальности.

Типология индивидуальности. Дедуктивный подход
 Статья / Психология / Психология человека / Типология индивидуальности. Дедуктивный подход
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:06:33

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...