Статья / Психология / Психоанализ / Психологический анализ
Психологический анализ
Психологический анализ
Психоанализ. Психологический анализ Уже не в первый раз я приступаю к написанию материала, в котором рассматривается психология компьютерных игр. И каждый раз форумы этих публикаций заполняются гневными геймеровскими комментариями, сводящимися к вопросу – почему психологическому анализу подвергается именно эта, а не другая игра? Как автор посмел посягнуть на святыню?
Желая избежать подобных бесплодных дискуссий, а, возможно, рискуя вызвать еще более бурные споры, я предлагаю вниманию читателей статью, в которой обобщены мои впечатления от целого ряда мультимедийных программ, находившихся в центре внимания последние десять лет. Среди них – Doom, Quake, Duke3D, Wolfenstein, Blood и другие, не менее выдающиеся хиты. Заранее прошу прощения за то, что в этот перечень не включены какие-то новинки.
Что же на этот раз приготовил неугомонный сетевой психоаналитик? На суд читателя представляется психологический лексикон игрового пространства. Другими словами, психологическому анализу будут подвергнуты закономерности появления в компьютерных играх типичных мест, на фоне которых разворачиваются известные драматические события.
Здесь напрашивается вполне закономерный вопрос – а можно ли вообще интерпретировать те виртуальные ландшафты, которые придают игре известный шарм. Оказывается, такая задача вполне решаема в случае проведения параллелей между игровой реальностью и сновидениями, которые, как известно, являются порождением нашего подсознания. А уж психоанализом накоплен более чем достаточный опыт интерпретации снов и фантазий.
Пространственные образы соответствуют основным бессознательным структурам психики – архетипам. Появление таких изображений на мониторе во время игры пробуждает психические процессы, протекающие в скрытых зонах сознания. В такие минуты человек особенно восприимчив к импульсам, исходящим из подсознания.
Кроме того, эти фантастические ландшафты и драматические сюжеты подобно психологическому тесту отображают душевные состояния ситуации человека – его взаимоотношения с бессознательной сферой, борьбу с темными сторонами собственной личности, поиски внутренней гармонии. Предпочтение тех или иных сцен обусловлено их соответствием внутренним состояниям игрока. Итак, уважаемый читатель, приступим к анализу пространственного символизма, встречающегося в игровых мультимедийных программах.
ПОДЗЕМЕЛЬЕ – иносказательно отражает представления о «нижних этажах» сознания. Поэтому события, происходящие в этой части виртуального здания, мысленно сопоставляются с подсознанием человека. И чем глубже расположено в игре такое пространство, тем к более глубинным слоям души. «Подземелье» - один из наиболее часто встречаемых пространственных образов в компьютерных играх (вспомните Quake или Doom).
КОРИДОР – этот элемент родственен архетипическому образу, известному как «лабиринт». Он означает блуждания человеческого «Я» в потемках собственных иррациональных переживаний. Восхождение вверх обычно связано с развитием личной силы человека и расширением сознательных структур его психики. Движение вниз символизирует контакт с темными сторонами своей души. Выход из лабиринта равнозначен преодолению психологических трудностей, возможно, носящих временный характер.
ЗАМОК – главными качествами этого символа является укрепленность, защищенность, недосягаемость. В компьютерных играх такой объект нередко становится ключевым пунктом, открывающим доступ к следующему уровню. В силу таких качеств этот образ символизирует внутреннюю целостность, порабощенную темными психическими стихиями. Ее освобождение в виртуальном пространстве равносильно очередному шагу по преодолению пользователем одного из собственных психологических комплексов.
БАШНЯ – своеобразный аналог замка. Это - оплот сил зла. Захват этого объекта нередко означает то, что в человеке разрушен барьер, сдерживающий внутренние процессы, которые ведут к душевной гармонии. Однако следует предостеречь от столь прямолинейного толкования, поскольку любые военные действия, сопровождающие подобные захваты, так или иначе символизируют внутренний конфликт. В результате же его разрешения происходит трансформация мировоззренческих установок, создающая благоприятные условия для дальнейшего личностного роста.
ГОРОД – весьма неоднозначный символ. Сам по себе он, как некая симметричная форма, является одним из визуальных воплощений душевной гармонии. Однако именно здесь довольно часто развертывается упорная борьба сил добра и зла (примеры можно найти в Duke3D). Напомню, что противоборствующие стороны в компьютерной игре имеют свои душевные аналоги. Ими обычно становятся сознательные и бессознательные аспекты психики. Освобождение городских улиц от противника указывает на продвижение в сторону большей сознательности и независимости от неприятных или морально неприемлемых переживаний, вытесненных в бессознательную сферу.
Психологический анализ
|
Статья / Психология / Психоанализ / Психологический анализ
|
Назад в раздел
Самые интересные новости:
загрузка...
|