all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Психология / Психоанализ / Психологическая модель

Психологическая модель


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:06:30
Психологическая модель


(Нет голосов)
409 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Психологическая модель



Модель психики



Предлагаемое здесь описание психики не противоречит большинству признанных направлений, позволяя увидеть некоторые известные вещи с неожиданной стороны. Основное отличие этого описания состоит в том, что оно получено, как следствие модели психики, построенной на небольшом количестве постулатов. Обоснование дается в теоретическом приложении. В нем почти нет формул. Для того, чтобы разобраться в рассуждениях, достаточно владеть началами теории множеств и иметь представление об алгебраических структурах. Здесь предлагаются результаты этих рассуждений.
Наша психика устроена очень интересно. Весьма простые базовые операции создают подобно фракталам удивительные по сложности картины.

Сутью психики является выделение того, что постоянно. То, что постоянно по отношению к какой-то операции или процессу, называется инвариантом этого процесса или операции. То, что психика выделяет инварианты реальности, экспериментально показал в прошлом веке Ж. Пиаже. Позже он пытался создать математическую структуру, которая выделяла бы инварианты. У нас это получилось, как следствие из модели. Каким же образом происходит выделение инвариантов?

Вряд ли кто будет оспаривать, что основой психического отражения является психический образ. Образ состоит из частей, которые будем называть признаками. Признаки являются внутренним алфавитом отражения.

Признакам соответствуют свойства реальности. С помощью процессов торможения и возбуждения признаки могут переходить в активное состояние и заторможенное. Стабильная совокупность активизированных признаков – это и есть образ. Образ существует за счет баланса процессов возбуждения и торможения. Между активизированными признаками формируются связи. При повторных активизациях связи усиливаются. Значимые связи возникают в результате многих повторений. Этим психика защищается от случайностей. Именно за счет этого процесса происходит выделение постоянного. Один и тот же признак, как элемент алфавита может входить в разные образы. Чтобы образы не перемешались, количество признаков в образе ограничено. Если активизировать какой-либо признак, то по сформированным связям он начнет активизировать другие признаки, вместе с которыми когда-либо активизировался. Но связи имеют разную силу, поэтому одни признаки активизируются сильнее, другие слабее. Т.е. сначала происходит опрос по всей памяти. Затем остаются наиболее активные признаки, а остальные переходят в заторможенное состояние. Этот процесс постоянно повторяется. Стабилизация совокупности активизированных признаков является внутренним критерием достижения результата для системы, т.е. психика способна диагностировать возникновение образа. Формирование образа сопровождается эмоциональными реакциями, которые могут порождать такое явление, как инсайт.

В психике существует поле свободных признаков, которое как бы надстроено над слоем признаков, непосредственно взаимодействующих с внешним миром. Тот же процесс выделения постоянного продолжает действовать, только психика начинает выделять инварианты не из объективной реальности, а из субъективной. За счет этого психика получает возможность осознавать самое себя. Поскольку речь идет о выделении постоянного, то осознание себя возможно только в момент существования образа. Алфавит признаков может расширяться за счет включения в него частей образов, целых образов.

Представьте себе ребенка. На него обрушивается лавина звуков, запахов, цветовых и световых пятен, ощущений собственного тела. Как научиться ориентироваться в этом? Психика начинает выделять то, что постоянно. Постепенно в хаосе сигналов выделяются островки постоянства. Ребенок начинает узнавать маму по шагам, начинает ориентироваться в мире. Через некоторое время он начинает говорить. Дети любят повторять за взрослым название предметов. Взрослый показывает на стул и называет имя предмета. Ребенок повторяет. Взрослый показывает на другой стул и опять называет его. Ребенок тянется к первому стулу. В этом нет ничего удивительного, для него имя предмета находится на одном уровне с остальными признаками. Постепенно он знакомится с целым классов объектов, имя которым стул. Психика отражает этот факт субъективной реальности. Самой постоянной составляющей этого класса является имя, оно прорастает на более высокий уровень, превращаясь в понятие. Постепенно от ассоциаций по смежности ребенок переходит к ассоциациям по сходству, смыслу, начинает понимать аналогии все более и более высокого порядка. Приходит к пониманию смысла происходящего.

Психологическая модель
 Статья / Психология / Психоанализ / Психологическая модель
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:06:30

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...