all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Психология / Психоанализ / Принципы психической деятельности

Принципы психической деятельности


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:06:29
Принципы психической деятельности


(Нет голосов)
390 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Принципы психической деятельности



Психоанализ. Принципы психической деятельности


Принцип удовольствия и избегание неудовольствия

Принцип удовольствия-неудовольствия - основополагающий принцип в психоанализе. Принцип основывается на идее, что целью любой психической активности является поиск удовольствия и избегание неудовольствия (первая экономическая модель психики по Фрейду). Эта идея основывается на других концепциях, а именно, что в психике имеется определенное количество энергии, и что возрастание уровня энергии или напряжения, создаваемое влечениями, вызывает неудовольствие, а устранение напряжения - удовольствие.

Надо заметить, что этот избыток энергии, ощущаемый как неудовольствие, и побуждает индивида к действиям, что по своей сути и есть жизнь. С другой стороны, понижение этого избытка энергии, воспринимаемое как удовольствие, - лишает индивида необходимости к действиям, что по своей сути и есть смерть или нирвана (вторая экономическая модель психики по Фрейду о борьбе и единстве двух противоположностей: влечения к жизни, Эроса, и влечения к смерти, Танатоса, см. Фрейд "По ту сторону принципа удовольствия "). Подтверждением этому может служить высказывание древних, что сон - это маленькая смерть, когда галлюцинаторная компенсация потребности в удовольствии обеспечивается сновидением. Оргазм - это тоже маленькая смерть, когда человек, ощутивший пик удовольствия, оказывается недвижимым в истоме переживания удовольствия.

Принцип удовольствия регулирует потребность в воссоздании с помощью действия или фантазии любой ситуации, которая принесла удовлетворение благодаря устранению напряжения.

Его регулирующая роль в психическом функционировании рассматривается также в связи с реакцией Эго (Я) на сильную тревогу, предостерегающую о наличии опасности. Поскольку тревога всегда неприятна, приводится в действие принцип удовольствия-неудовольствия и активизируются различные функции психики, необходимые для того, чтобы справиться с воспринятой опасностью.

Невозможность воссоздать ситуацию, которая принесла удовлетворение, с одновременным нарастанием напряжения, или при увеличении уровня тревоги, без возможности обезопасить себя, может вызывать субъективное ощущение отсутствия энергии, что приводит к апатии и депрессии. Так, как бы это не казалось парадоксальным, переполнение (запруженность) энергией (либидо) приводит к бессилию.

Принцип удовольствия-неудовольствия имеет биологическое и психологическое значение.

Биологической моделью фрейдовского понятия удовольствия послужил принцип константности (гомеостаза) - термин введен основоположником экспериментальной психологии, Фехнером. Согласно этому принципу, равно как и принципу удовольствия-неудовольствия, организм стремиться избегать или устранять чрезмерное напряжение и сохранять напряжение стабильным на максимально низком уровне.

В психологическом аспекте также предполагается, что люди стремятся удовлетворять различные потребности, что равносильно получению удовольствия, и устранять чрезмерное напряжение, обычно сопровождаемое неудовольствием. В то же время, Фрейд отмечал, что в определенных ситуациях, таких, как предварительные любовные ласки, напряжение, создаваемое сексуальным влечением, усиливает ощущение удовольствия. Он пришел к выводу, что соотношение между напряжением от влечений и удовольствием-неудовольствием не является столь простым, как он считал вначале, и что ритм и скорость аккумуляции (накопления) и разрядки могут определять субъективное переживание удовольствия или неудовольствия. (В общем случае, чем выше напряжение, тем острее переживание удовольствия при удовлетворении - и в этом смысл предварительных любовных ласк.)

Принцип удовольствия-неудовольствия следует также рассматривать в контексте развития. Поведение младенца и маленького ребенка регулируется главным образом принципом удовольствия. Лишь с возрастом ребенок начинает понимать, что его желания порой расходятся с реальностью или не соответствуют требованиям окружающих. Поэтому он постепенно начинает осознавать существование и важность принципа реальности, благодаря наставлениям, предостережениям и примерам родителей, а также в страхе перед отказом в любви со стороны родителей и наказанием.

Исходя из структурной модели психики по Фрейду (триединая модель) только Эго, часть которого обладает сознанием, руководствуется принципом реальности. Супер-Эго побуждает следовать императивам (категорическим требованиям), которые хотя и выдаются за требования реальности или требования социума, по своей сути являются наследием требований со стороны родителей. Супер-Эго является источником тревоги, которая никак не обусловлена внешними обстоятельствами (или только кажется обусловленной внешними обстоятельствами) - это всевидящее око родителей или Бога. Ид руководствуется исключительно принципом удовольствия, являясь "животной " частью психики человека. Ид совершенно не "желает " руководствоваться принципом реальности, создавая этим конфликт между собственными "животными " влечениями и требованиями реальности. Эго (наше Я) таким образом оказывается между молотом и наковальней, раздираемое противоречиями между требованиями Супер-Эго и Ид.

Принципы психической деятельности
 Статья / Психология / Психоанализ / Принципы психической деятельности
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:06:29

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...