Алхимия памяти
Алхимия памяти
Психоанализ. Алхимия памяти Одно из самых удивительных свойств человеческого разума — память. Эта уникальная способность связана с мышлением, сознанием, восприятием окружающего мира. Как её сохранить? Можно ли развивать память? Какое место она занимает в жизни человека и педагогическом процессе? Каковы механизмы запоминания? Об этом и многом другом узнали зрители программы „Очевидное-невероятное“ из беседы профессора Сергея Петровича Капицы с доктором педагогических наук, профессором Игорем Юрьевичем Матюгиным, возглавляющим школу эйдетики, которая занимается вопросами современной педагогики. А также о том, что осталось за кадром.
Считается, что механизмы памяти изучены достаточно хорошо. Но когда речь заходит о её развитии, неизменно возникает вопрос: какой вид памяти развивать — логическую, образную или эйдетическую? На этот счёт у учёных нет единого мнения, поскольку каждый тип памяти обладает своими специфическими особенностями, соотносящимися с теми задачами, которые стоят перед человеком на данном этапе.
Виды памяти
Существуют разные способы классификации памяти. Выделяют наследственную (филогенетическую, определяющую строение каждого организма в соответствии с эволюцией вида) и индивидуальную. Последняя свойственна каждому отдельному индивидууму и формируется на протяжении всей жизни. Собственно, о ней и пойдёт речь.
В зависимости от уровня управления мнемическими процессами выделяют память произвольную и непроизвольную. Первая активизируется, когда человек осознанно стремится запомнить и воспроизвести тот или иной материал. Непроизвольная же память включается автоматически и фиксирует то, что в данный момент не является объектом внимания и целью деятельности.
С памятью иногда происходят довольно странные вещи. В медицинской практике известны случаи, когда люди, побывавшие на краю гибели, рассказывали, что перед их мысленным взором пронеслась вся жизнь. Классический пример, который приводится практически во всех учебниках: немолодой испанец лежал с очень высокой температурой и неожиданно заговорил на очень редком диалекте, которого знать не мог. Позже выяснилось, что младенчество он провёл в той области страны, где говорили именно на этом языке. Не меньшую загадку представляют собой больные эпилепсией: когда им вживляли электроды, они неожиданно очень ярко вспоминали своё детство.
Раньше считалось, что человек помнит только самое важное — логически обработанную информацию, но оказалось, что в памяти может всплыть и непроизвольно запечатлевшаяся информация, образы и события, которые не воспринимались как нечто важное и не являлись целью деятельности. При определённых усилиях или стечениях обстоятельств можно вспомнить самые неожиданные вещи: утраченные с течением лет детские впечатления, запахи, голоса, чувство вины, обиды и т.д. Очень известный литературный пример: вкус пирожного „Мадлен“ вызывает у героя М. Пруста целый каскад воспоминаний детства.
По продолжительности закрепления и сохранения информации процессы памяти подразделяются на три категории: сенсорную (обеспечивающую сохранение большого объёма информации, поступающей от органов чувств в течение 1–4 секунд), кратковременную (обслуживающую оперативные процессы запечатления, удержания и преобразования данных, поступающих от органов чувств и длящуюся несколько минут) и долговременную (длительное сохранение информации).
Кратковременная память работает без какой бы то ни было сознательной установки на запоминание. Человек одновременно, не считая, может охватить взором до семи предметов. Психологи, в том числе и Дж. Миллер, доказали, что объём кратковременной памяти человека составляет 7 ± 2 элемента и определяется по числу единиц информации, которое мы в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного её предъявления.
Долговременная память (ДП) обеспечивает продолжительное сохранение знаний, умений и навыков и содержит огромный объём информации, которая может понадобиться человеку на протяжении его жизни. Экспериментальные данные показывают, что в ДП одновременно задействованы несколько форм организации знаний. Её нередко сравнивают с книгохранилищем огромной библиотеки, где доступ к фолиантам открывает правильно выбранный код каталога. Считается, что объём долговременной памяти практически не ограничен.
С точки зрения модальности (в зависимости от того, какие органы чувств воспринимают сигналы, поступающие из внешней и внутренней среды организма) выделяют различные виды памяти: зрительную, слуховую, тактильную (ощущения от прикосновения), двигательную (или моторную), обонятельную, вкусовую и др.
Алхимия памяти
|
|
Назад в раздел
Самые интересные новости:
загрузка...
|