all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Магия / Пси-магия / Бурятский шаманизм

Бурятский шаманизм


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:06:53
Бурятский шаманизм


(Нет голосов)
455 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Бурятский шаманизм



Пси магия. Бурятский шаманизм


Ни с каким другим уголком на Байкале не связано столько удивительных легенд и преданий, как с Ольхонским районом. Большей своей частью район этот крепко прижался к берегу Малого моря – мелководного, хорошо прогревающегося пролива длиной в 42 морские мили.

Попроси удачи у джинна

С левой стороны лазурного пролива – материк, с правой – самый большой байкальский остров Ольхон, протянувшийся на семьдесят один километр. Ольхон в целом – это не только живописнейшие, завораживающие своей красотой пейзажи, но и средоточие загадок и тайн, обитель духов и шаманов.

Шаманизм – исконное верование бурят. В основе своей он составляет поклонение духам природы, местности. Наш храм – это небо, рассказывал мне один из байкальских шаманов, все удивительное и необычное, что нас окружает. Таких мест и явлений на Байкале множество. Таинственные пещеры, остатки древних городищ и могильников, скалы, перевалы, вековые лиственницы и могучие кедры – все это становилось предметом особого почитания. Сюда приходили для совершения обрядов, мимо таких мест нельзя проезжать без подарка, который нужно оставить хозяину святых мест – эжину. Иначе не быть удаче. Конфета, сигарета, горсть монет, капелька водки или молока, кусочек материи задобрят духа местности. Здесь нельзя оставлять мусор, рубить деревья и кустарники, сквернословить и ругаться.

Лучший знаток подобных мест, древних традиций и обрядов – директор краеведческого музея Ольхонского района, потомственный шаман Валентин Хагдаев. Большей частью в шаманском одеянии, чем в обычной одежде, на подарке некогда гостившего здесь олигарха – квадроцикле – он стремительно передвигается по всему району. Забот не перечесть круглый год: там проводят родовой тайлаган (молебен), там какой-то обряд или большое семейное торжество – во всех этих и других случаях без посредника между людьми и духами не обойтись. А еще многочисленные экскурсии по шаманским местам. Каждого гостя и слушателя Валентин Хагдаев поражает великолепным знанием истории, преданий, традиций и ритуалов родного народа. Встреча с ним обещает удачу.

Шаман – гроза для выпивохи

По словам Валентина, тэнгрианство (шаманизм) – это любовь и почитание родного языка и фольклора, традиций и обычаев своего народа: «Это культ священного огня, великих предков, владык местностей, Неба, Земли, Солнца и Луны. Это почитание природы-матери, жизнь в гармонии с самим собой, с людьми вокруг, с природой». А еще несколько заповедей: не брать того, что не дадено, воздерживаться от спиртного, от убийства живых существ, не позволять половой распущенности. Не все эти заповеди выдерживаются, но сам Валентин Хагдаев в своих проповедях старается наставлять людей на путь истинный: «Раньше у нас не принято было, как сейчас говорят, «капать» водкой или вином. Для этих целей употреблялось молоко. Осуждалось и пьянство. Категорически, например, запрещалось пить людям в возрасте до сорока лет – это ведь самый детородный возраст. Сам потрясатель Вселенной Чингисхан говорил: «Если найдут человека, который совсем не пьет, то он достоин всякого моего почитания».

Одно из наиболее известных шаманских мест в Ольхонском районе – небольшая гора Ерд высотой всего в тридцать с лишним метров, больше похожая на рукотворный курган. Находится эта гора в двух километрах от Байкала, в устье речки-невелички Анга. По одной из легенд, здесь нашел вечный покой монгольский нойон, когда войска Джучи-хана перешли Байкал по льду. Впрочем, ученые опровергают версию искусственного происхождения Ерд, поскольку сложена она из громадных природных плит. Как бы там ни было, но еще несколько столетий назад возникла традиция устраивать у подножия горы грандиозные многодневные празднества, на которые прибывали представители многих бурятских, монгольских, якутских родов. В советские времена местное население перестало устраивать масштабный тайлаган и Ердынские игры, но несколько лет назад традицию восстановили.

Прибывшие паломники, взявшись за руки, должны были составить хоровод вокруг горы, да не один, а целых три. Если тройной круг не получался, то все поскорее разъезжались: год считался неудачным. В программу празднеств, как бы сейчас сказали, обязательно входили спортивные состязания, в частности борьба, стрельба из лука, поднятие тяжестей, конные скачки, конкурсы сказителей. Во время праздника хозяину священной горы подносили жертвы, в его честь проводили молебны. Во время этого ритуала на вершину горы, как рассказывал Валентин Хагдаев, могли подниматься только белые шаманы и уважаемые старейшины: «В старину сюда привозили большие камни. Они считались лестницей шаманов. Самые сильные из них сидели выше всех. Отсюда шаманы просили благополучия людям, богатства, хорошего травостоя».

Бурятский шаманизм
 Статья / Магия / Пси-магия / Бурятский шаманизм
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:06:53

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...