Виденика
Виденика
Практическая психология. Виденика ЗАНЯТИЕ ПЕРВОЕ. ВСТУПЛЕНИЕ
Виденика – это способ нестандартной продуктивной деятельности, позволяющей получить новое знание и умение, делать изобретения и открытия произвольно, целенаправленно развивать талантливость, управлять творческим актом, решать и ставить творческие задачи.
Виденика не заменяет известные и описанные концепции творчества, а стоит в их ряду и отличается тем, что основывается на развитии управляемого видения образа (научного, художественного, технического, производственного, управленческого, спортивного, бытового...)
Этим определяется сущность метода (не генерирование и отбор, не пробы и ошибки, не перебор вариантов, а импровизация), новизна метода (произвольное управление творческим актом) и место его среди других методов (не инкубационное вызревание идеи, а непосредственное усмотрение на осознаваемом уровне).
Человек, решающий задачу данным методом, должен разбираться в материале задачи. Этому мастерству учат учебные заведения и книги. Виденика же поможет находить то, чего в книгах еще нет и чего не знают еще сами преподаватели. Виденика учит производить нешаблонные действия со знаниями, умениями и навыками, отличать красивые комбинации от некрасивых, самостоятельно добывать знания, умения и навыки.
Что же касается произвольного, управляемого озарения, то здесь дело обстоит следующим образом. Совсем нетрудно указать последовательность этапов, ведущих к возникновению озарения: Вот она: отбор, преобразование, движение, чувство, образ. Довольно просто также объяснить, откуда взялась такая последовательность. Сначала осваиваются отдельные приемы в отдельных жанрах. Затем отрабатываются применения отдельных приемов в нескольких жанрах. Наконец, делается синтез всех использованных приемов, и в результате получается выше означенная последовательность. Таким образом, она выводится совершенно эмпирическим путем из большого числа частных случаев.
Но вот пользоваться этой блок-схемой на практике возможно лишь при условии, если наполнить блоки соответствующим содержанием. Иначе говоря, превратив блок-схему в формулу. Таких формул может быть бесчисленное множество. Иной раз они очень сложны. Конечно, формулу можно представить и в свернутом виде; тогда решение приходит почти мгновенно. Но это, опять-таки, лишь более высокий уровень владения тем же самым материалом. Блок-схемы тоже могут быть разными.
Здесь рассматриваются только одна, приведенная выше.
Что же ожидает виденику в будущем? Войдет ли она незаметной крупицей в рождающуюся на наших глазах теорию творчества или разовьется в самостоятельное искусство или науку? Этого сейчас никто не знает. Зато каждому видно, что у виденики нет пока своего понятийного аппарата, нет аксиоматики, нет методики преподавания и т.д.
А что есть? Есть полный курс практических занятий на сто часов. Вот он:
1.
Вступление
2 часа
2.
Практическое освоение отдельных приемов в отдельных жанрах
24 часа
3.
Практическое применение отдельных приемов в нескольких жанрах
24 часа
4.
Выведение блок-схемы
2 часа
5.
Решение творческих задач с помощью блок-схемы в тех же жанрах
16 часов
6.
Освоение переноса: решение творческих задач с помощью блок-схемы в новых жанрах
16 часов
7.
Решение больших творческих задач
16 часов
––––––––––––––––
Всего:
100 часов
Практика показывает, что 50 % слушателей не воспринимают ничего и отсеиваются. Это, в основном, люди с неразвитым вкусом и воображением. Следовательно, для них курсы по развитию вкуса и воображения должны предшествовать занятиям виденикой. Далее, 40 % слушателей усваивает материал частично. Сами они считают, что какая-то польза есть. Продолжают посещать семинары. Но несомненно и то, что они нуждаются в помощи, может быть психологической. 10 % слушателей усваивает все полностью. Это в среднем. В группе же, состоящей из творческих работников, людей ищущих и самостоятельно мыслящих эта цифра может быть очень высокой.
Есть ли у виденики теоретическое обоснование? Ответить на этот вопрос можно так: во всей мировой культуре (при этом имеется в виду та ее часть, которая близка к рассматриваемой проблематике) показаний в несколько раз больше, чем противопоказаний. Но можно ответить по другому: теоретического обоснования у виденики нет. Все решает практика. А посему давайте лучше разговаривать о практических занятиях.
Виденика
|
|
Назад в раздел
Самые интересные новости:
загрузка...
|