all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Психология / Практическая психология / Строения и проточные места

Строения и проточные места


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:06:02
Строения и проточные места


(Нет голосов)
198 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Строения и проточные места



Проточные места


Надо высказать обыденное отношение к проточным местам, потому что мы соприкасаемся с ними каждый день. Хотя существенно, что о проточных местах лишний раз и не вспомнят, но это не безразличие, поскольку исчезновение конкретного проточного места, например участка разъезженных подъездных путей к заводу, вызвало бы несомненную реакцию, и были бы проведены восстановительные работы, чтобы вновь овладеть этим местом.

То есть проточные места - это явно не технологические шлаки или случайные стечения обстоятельств. Понятно, почему они возникают и что, наверное, это не слишком хорошо, если рассматривать их как предельное проявление описанных выше культурных тенденций. Современное искусство позволило сделать эти места видимыми и почувствовать их. Но часто это лишь "раскрашивание невидимки". По-видимому, дело даже не в самих этих местах, а в необходимости преодолеть защитную замкнутость жилища, которая превратила наружное пространство в досадное недоразумение. Я попробую проследить это на примере европейской живописи и архитектуры. Пожалуй, на Западе только греческий храм не был оборонительным сооружением для сопротивления пространству, не предназначался для того чтобы обуздать его, согнуть в бараний рог и замкнуть, как в арках и куполах Рима; использовать, а неиспользованную часть отделить, отбросить, выкинуть, забыть. Самые совершенные греческие храмы пронизывают собою пространство, не раня его, пронизаны им сами и не делят его на внутреннее и наружное. В дальнейшем европейский глаз отказался от такого чувства и переживания пространства.

Совершенство греческого периптера, растворенного в окружающей среде, не устояло под напором тенденции в фигуративной живописи, ставшей стержнем европейского искусства от греков до наших дней.

Греческий настенный орнаментальный декор носит плоскостной характер и не выдвигает претензии на объемность. Точно так же композиция рисунков на вазах проистекает не из пространственных, а из сюжетных, смысловых, временных отношений.

Но в поздних греческих и эллинистических настенных фигуративных росписях, обычно изображающих сюжеты и сцены из мифов, появляются элементы подражательной пространственной и светотеневой моделировки форм, однако само пространство совершенно отсутствует. Вместо него начинает работать объем. Объемно и телесно даны фигуры, они замыкают в себе вещество, движение, тепло и силу жизни, а вне их нет ничего, стоящего внимания: никаких посторонних предметов и существ. Художник явно стремился к реализму, уходя от плоскостной условности и орнаментальности и, возможно, стремясь приблизиться к совершенству скульптуры.

Это процесс впечатляюще развернут во времени на четырех типах помпейских фресок. Видно, как скульптурные и архитектурные формы и элементы вдавливаются в живописную поверхность. Колонны, капители, карнизы становятся барельефом, наконец, совсем низким рельефом, депонируя свой объем в перемежающейся с живописью рельефной обманке, а затем и полностью препоручают кисти, имитации перспективы и элементам светотеневой моделировки заботу о хранении заключенного в них пространства.

В Средневековье плоскостное изобразительное искусство вновь возвращается к орнаментальности, декоративности. Оно, как и греческое, подчиняет изобразительный ряд сюжетно-временным отношениям, но теперь к ним добавляется субординационная, иерархическая составляющая. Она призвана передавать замкнутость и организованную законченность мира, где нет места классическому греческому пространству. В архитектуре тоже царит оборонительность, замыкание, ограниченность объема, хотя последний приобретает новую жизнь, стремительную подвижность и страсть в готике.

Тенденция замены пространства объемом расцвела в эпоху Возрождения, и живопись так и шла от освоения объемов и поверхностей. Дали и просторы, появившиеся в ней позднее, - это плод освоения художниками воздуха и света в качестве объемов с некоторыми осязаемыми свойствами.

Хотя Новое Время поставило на место замкнутого и иерархизированного пространства Средневековья геометрический просторный универсум (А. Койре), однако его беспредельность и однородность - иллюзия.

Геометрическая бесконечность интересна постольку, поскольку содержит какие-либо объекты. Если же известно, показано или доказано, что в каком-то направлении ничего нет, беспредельность этого направления тут же теряет значение и смысл: если там ничего нет, так что нам с этой дурной бесконечности? Замкнутые предметы- объемы и пустоты между ними обладают отчетливой ценностной неоднородностью: объем значим своей функциональностью, а зазор между объемами - нет. Со временем этот зазор опустошался в смысловом отношении все больше.

Строения и проточные места
 Статья / Психология / Практическая психология / Строения и проточные места
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:06:02

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...