all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина

Скрытые установки


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:06:01
Скрытые установки


(Нет голосов)
265 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Скрытые установки



Практическая психология. Скрытые установки


студии New Line Cinema в Лос-Анджелесе Мазарин Банаджи, социальный психолог из Гарвардского университета, готовясь к докладу, колдовала над слайд-проектором. А представители кинокомпаний уже приготовились слушать лекцию о том, как следует и как не следует изображать персонажей на экране. Банаджи начала с серии изображений, иллюстрирующих, какие трюки проделывает с нами подсознание. Например, был показан видеоклип с записью баскетбольного матча. Все следили за ходом игры, и только один из 45 смотревших клип людей заметил женщину, медленно прогуливающуюся по игровому полю с раскрытым белым зонтом в руках. После нескольких подобных примеров Банаджи убедила аудиторию, что такие виды ошибок в восприятии (или „умственные сбои“) происходят постоянно, особенно в наших неосознанных реакциях на других людей.

Банаджи считает, что основные религиозные постулаты отражаются на восприятии добра и зла, определяя подсознательный выбор испытуемых.

„С одной стороны, естественно реагировать на события автоматически, без привлечения сознания, но с другой — это часто приводит к ошибке. Под покровом нашего сознания мозг автоматически выдаёт ассоциации и игнорирует противоречивую информацию“, — объясняет Банаджи. Например, при проведении опроса присутствовавшие с готовностью ассоциировали положительные слова с их родной фирмой, но затруднялись связать подобные эпитеты с их главным конкурентом. Подобная тенденция обнаруживалась и при попытке объединять в пары позитивные термины и лица с европеоидными чертами, а негативные термины — с изображениями лиц негроидного типа.

С 80-х гг. прошлого века Банаджи и Энтони Гринвальд (Anthony Greenwald) из Вашингтонского университета занимаются изучением неосознаваемых психологических установок и их влиянием на подсознательные социально значимые реакции. Они создали первый тест на скрытую ассоциацию (Implicit Association Test, IAT). Гринвальд измерял скорость, с которой испытуемые нажимали на клавиши компьютерной клавиатуры в ответ на инструкции, появляющиеся на экране. Его интересовало, легко ли людям ассоциировать позитивные слова („счастье“, „мир“) с изображениями цветов, а негативные слова („гнилой“, „уродливый“) с насекомыми. Как и предполагалось, испытуемые быстро устанавливали подобные связи. Тогда он начал выяснять реакцию на слова и изображения, ассоциируемые с расой или этнической принадлежностью. Автоматическая реакция участников не соответствовала тем убеждениям, которых они, по их словам, придерживались. Гринвальд вспоминает, что методика IAT в то время была немедленно принята на вооружение социальными психологами, которые искали новые инструменты для изучения поведения человека.

Десятилетия спустя Банаджи, Гринвальд и Брайан Нозек (Brian Nosek) из Вирджинского университета продолжили поиски новых путей использования IAT (и других подобных методик) для исследования природы, происхождения и механизмов функционирования предубеждений. Например, Банаджи провела совместно с нейрофизиологами исследование механизмов зарождения расовых предрассудков, в результате которых представители одной социальной или этнической группы начинают бояться членов другой. В этой работе изучение классических условных рефлексов страха комбинировалось с тестированием скрытых убеждений и с вербальными комментариями самих испытуемых.

Подобная предрасположенность к ошибкам определённого типа характерна даже для людей с искренними антишовинистскими взглядами, подсознание которых содержит прочно укоренившиеся и остающиеся активными старые предрассудки, что и выявило данное исследование.

В Интернете существует сайт проекта Банаджи (implicit.harvard.edu/implicit/), посетив который, можно ознакомиться с методикой IAT и опробовать варианты теста по 14 параметрам. Десять новых разделов включают в себя тесты IAT, специфичные для отдельных стран, с ассоциациями, например, организованными по принципу „мусульманин-индус“ или „Индия-Пакистан“.

Как минимум 2 млн. людей прошли онлайн-тест. Исследователи считают, что пользователи благодаря сайту начнут более внимательно следить за своим поведением и прислушиваться к людям. Банаджи старается максимально популяризовать результаты своего труда, открывая людям глаза на их предубеждения. Она работает с банкирами, представителями средств массовой информации и юристами, помогая им избавиться от глубоко скрытой предвзятости и предупреждая о возможных ошибках.


Скрытые установки
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:06:01

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...