all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Психология / Практическая психология / Процедуры гештальттерапии

Процедуры гештальттерапии


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:05:58
Процедуры гештальттерапии


(Нет голосов)
72 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Процедуры гештальттерапии



Практическая психология. Процедуры гештальттерапии


Целью гештальтгруппы является пробуждение организмических процессов в каждом участнике. Долговременной целью группы является достижение личностной зрелости путем избавления от старых непродуктивных форм поведения и создания новых паттернов, и каждый используемый терапевтом прием должен поддерживать члена группы на пути к полному функционированию и аутентичности. Каждый раз, когда руководитель фокусирует внимание группы на осознании процессов, принадлежащих внутренней и внешней зонам, способность членов группы адекватно взаимодействовать с окружением и с самими собой возрастает. По мере роста осознания члены группы находят все лучшие способы использования естественных процессов для установления и прекращения контактов с окружением. Это позволяет выявлять незаконченные ситуации и завершать их. Гештальтподход сам по себе является геш-тальтом: каждый эксперимент имеет целью стимуляции организмических процессов и увеличение потенциала зрелости.

Руководитель группы отвечает за темп работы группы. Он может начать с серии групповых упражнений, которые фокусируют внимание на осознании процессов установления и прекращения контактов, затем предложить добровольцу занять "горячее место". Доброволец должен придерживаться принципа "здесь и теперь" и давать отчет о содержании своего осознания (Fagan, 1971). Руководитель не интерпретирует поведение добровольца и не направляет его на обсуждение конкретных вопросов. Он следует за рассказами добровольца и таким образом поддерживает его в попытках осознавать чувства и невербальные контакты. Они вместе, руководитель и доброволец, создают ситуацию "осознания настоящего".

Для того чтобы достичь успеха, руководитель группы должен сам придерживаться принципа "здесь и теперь", взаимодействовать с членами группы с позиции аутентичности, а также уметь творчески использовать гештальтэксперименты и выбирать те упражнения, которые наиболее соответствуют в данный момент потребностям членов группы. Каплан (Kaplan, 1978) описал пять направлений проведения группы ее руководителями. Из-за больших расхождений в стилях руководителей они применимы не ко всем типам гештальтгрупп.

Группа как источник получения поддержки. Новый член гештальтгруппы, как и любой другой психо-коррекционной группы, чувствует себя отчужденным, неуверенным и ранимым. Вскоре член группы начинает понимать требование роли "работающего", которое заключается в том, чтобы он следовал указаниям руководителя, направленным на расширение самосознания, и принимал участие в поведенческих "экспериментах". Другая роль, которую открывает для себя участник группы,- это роль "наблюдателя", или "свидетеля", требующая внимательного слушания "работающего", сопереживания ему и косвенного включения в работу вместе с ним. Одни руководители гештальтгруппы ожидают спонтанного формирования атмосферы сплоченности и поддержки, другие применяют для этого специальные упражнения. Федер (Feder, 1980), например, отмечает, что гештальтгруппы недостаточно обеспечивают атмосферу поддержки, и считает, что основной задачей руководителя является создание атмосферы доверия в группе. Он просит членов группы оценить свое ощущение "безопасности" по шкале от нуля до десяти. Если обратная связь, полученная от членов группы, показывает низкий уровень безопасности, то руководитель должен исследовать те факторы, которые тормозят процесс развития группы.
Группа как возможность осознания своего опыта в рамках принципа "здесь и теперь". Руководитель может работать только с одним пациентом, используя при этом остальных членов группы для актуализации значимого опыта у данного члена группы. Наприм он может попросить тех, кто считает, что имеет достаточный уровень осознания самого себя, описать свое переживание групповой ситуации и состояние других членов группы.

Группа как основа получения переживаний в стоящий момент. В этом случае групповые мероприятия рассматриваются как катализаторы переживания члена группы в рамках принципа "здесь и теперь". Например, работа пациента, находящегося на "горячем месте", может стимулировать других членов группы к идентификации с ним и поставить перед каждым из них вопрос: "Нравится ли мне это?"

Группа как драматизирующий фактор. Членов группы можно стимулировать к работе над своим "Я", вовлекая их в его управляемые эксперименты и формируя стереотипы, позволяющие, актуализировав воспоминания, мечты и фантазии.


Процедуры гештальттерапии
 Статья / Психология / Практическая психология / Процедуры гештальттерапии
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:05:58

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...