Перестаем нервничать
Как перестать нервничать по пустякам Неспровоцированные грубость коллеги или повышенный тон начальника могут на полдня выбить человека из колеи. Только к вечеру он остывает и понимает, что не стоило волноваться по таким пустякам. Согласно опросу, проведенному исследовательской компанией "КОМКОН ", почти 45% россиян признаются, что часто волнуются из-за мелочей.
Звучит как каламбур, но это факт - трата нервов по пустякам на самом деле не пустяк, а, если верить медицинским справочникам, прямой путь к неврозам.
Еще Зигмунд Фрейд указывал на то, что существование цивилизации само по себе делает человека невротиком, создавая внутренний конфликт между природой и социальной составляющей психики. Развивая его мысль, можно сказать, что в бизнесе, где социум сжат до пределов офиса, внутренний конфликт становится неотъемлемым атрибутом рабочих будней.
"Масса сил, нервов и времени тратится не на то, на что надо ", - сетует директор по рекламе компании "Соло " Людмила Тепликова. По ее мнению, это неизбежно, если по роду службы приходится общаться с множеством контрагентов. В ее случае это рекламные агентства, дизайнеры, начальство, подчиненные.
Чтобы минимизировать эмоциональные траты, она ввела жесткие бюрократические ограничения в деловом общении. "По каждому проекту мы требуем заполнения максимально подробных формуляров. Чем больше описаний мы требуем, тем меньше шансов остается для отклонений и, соответственно, длительных разговоров с контрагентами, т. е. нервных трат ", - говорит она.
Страх быть уволенным тоже может стать источником постоянных мелких раздражений. Менеджер по персоналу той же компании "Соло " Мария Кокурина считает, что от него можно избавиться, если периодически обращаться в кадровые агентства. "Не для того, чтобы найти работу, а просто чтобы знать себе цену и быть уверенным в том, что если что-то случится, то всегда можно устроиться на аналогичную работу ", - поясняет Мария Кокурина.
Психолог-консультант компании "АНКОР " Вера Александрова считает, что источником постоянного раздражения может стать нелюбимая работа. Но даже если работа нравится, но не нравится работодатель, это тоже сильно действует на нервы. А как показал опрос, проведенный маркетинговой фирмой Taylor Nelson Sofres, 40% россиян не любят компанию, в которой работают. То же самое можно сказать про 58% японцев и голландцев, 57% шведов, 55% южнокорейцев, 48% эстонцев, 45% литовцев, 37% латышей, 36% поляков, 34% англичан, 31% американцев, 25% немцев, 21% французов и 19% израильтян.
По мнению директора тренинговой компании MTI Георгия Мелика-Еганова, есть надежный способ сократить число поводов для нервотрепки - прояснить свои собственные жизненные цели, постоянно держать их в голове и сверять с ними свои поступки.
"Беда заключается в том, что в повседневной деятельности люди тратят силы на дела, которые не соотносятся с их целями. И это становится источником постоянного раздражения ", - говорит Мелик-Еганов.
Немного иной взгляд на проблему предлагает наука. "Все мелкие расстройства возникают по очень серьезным поводам ", - уверяет научный сотрудник лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН Василий Недашковский. По его мнению, в основе мелких раздражений лежат нарушения в системе ценностей. "Есть такое правило - величина негативных чувств равна величине неудовлетворенных потребностей. Только речь здесь идет не об обывательских потребностях, а о так называемых стратегиях жизни, в основе которых лежит любовь к чему-либо ", - говорит Василий Недашковский. Он выделил шесть наиболее распространенных потребностей, каждая из которых может превратиться в страсть и стать источником излишней раздражительности.
Любовь к себе. Это потребность постоянно чувствовать и переживать свою значимость. Человеку необходимо, чтобы окружающие нуждались в нем и любили его. Если любовь к себе становится чрезмерной, то одно грубое слово уборщицы или косой взгляд малознакомого человека может испортить настроение на весь день. При этом люди, для которых любовь к себе не стала страстью, даже не заметят подобных вещей.
Тяга к совершенству. Если она становится манией, то человек постоянно испытывает потребность в том, чтобы все происходило только так, как считает правильным он. Но совершенство в настоящем нереализуемо априори, и это становится источником постоянного стресса, поясняет Василий Недашковский. Перфекционист требует такого же стремления к совершенству от своих коллег и подчиненных, любое несоответствие приводит его в бешенство. Обычно такие люди недовольны всегда и всем.
Перестаем нервничать
|