all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина

Ответные реакции


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:05:56
Ответные реакции


(Нет голосов)
414 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Ответные реакции



Практическая психология. Ответные реакции


Смысл сообщения в реакции, которую оно вызывает

- Мой директор хочет меня задушить, - сообщает секретарша своей подруге.

- А почему ты так решила?

- Стоит мне опоздать, как он у всех спрашивает: "А где наша Дездемона? "

В процессе передачи сообщения мы выполняем некоторые действия, чтобы добиться определенных результатов. При этом наши действия вызывают ответные реакции. Поясню на примере:

- Здравствуй, моя кошечка!

- Что?! Я кошечка? Значит, ты считаешь, что я как домашнее животное? То есть, я, по-твоему, такая же глупая!? Мама, мама! Он меня дурой назвал!

Что он сделал? Чего он хотел этим добиться? Что он получил в ответ? Это те самые вопросы, которые первыми приходят в голову, если рассматривать конфликтную ситуацию с точки зрения этой пресуппозиции.

Типичная реакция "нормального " мужа: "В кои-то веки решил к ней ласково обратиться, а она, ничего не поняла! Никогда не смогу понять этот слабый пол! " Можете не сомневаться - его жена еще долгое время не услышит от него ласкового слова. Мы тоже можем ему посочувствовать: "Хотел сделать жене приятное, а она обиделась, да еще и скандалить начала ".

Вряд ли это самая эффективная коммуникация. Где ошибка? Вот она: ответную реакцию вызывают не наши намерения, а наши действия, и значит, чтобы получить другую реакцию, нужно просто изменять свои действия. Если то, что вы делаете, не работает, сделайте что-нибудь другое. Это становится очевидно, когда понимаешь, что смысл сообщения в реакции, которое оно вызывает.

Для того, чтобы научиться четко разделять свои намерения, действия и реакцию собеседника, а также получить возможность пользоваться этой информацией, рассмотрим модель эффективного достижения целей. Она называется T.O.T.E. - Тест-Операция-Тест-Выход (Exit).

"Т.О.Т.Е. " произносится как "тоут ".

При первом тесте мы определяем нашу цель, то чего мы хотим достичь (свои намерения). При втором - где мы сейчас находимся (реакцию собеседника). Операции, которые мы выполняем (т.е. наши действия), направлены на уменьшение разницы между первым и вторым тестом. Выход определяет условие перехода к следующей цели (при совпадении тестов, по прошествии определенного количества времени, при обнаружении более желаемой цели и т.д.).

Как ни странно, но критерии выхода имеют немалое значение. Если его не проработать, можно зациклиться очень надолго. Как здесь - тесты совпали, а выхода нет:

Гражданин в нетрезвом состоянии бьет палкой по луже. Подходит милиционер и спрашивает:

- Ты что здесь делаешь?

- Акул гоняю.

- Так их же нет нигде!

- Значит, хорошо гоняю.

Распишем T.O.T.E. поподробнее. Можно предположить, что первым тестом этого гражданина было желание, "чтоб не было акул ". Операции тоже вполне конкретны: удары палкой по луже. Милиционер указывает ему на то, что значение второго теста: "акул нигде нет ", совпадает со значением первого теста. Но выход в нетрезвом состоянии "не сработал ".

У меня есть предположение, почему он не сработал. Цель должна быть заявлена позитивно, т.е. без отрицаний. "Хочу, чтоб не было... " здесь не годится. Правильнее было бы сказать: "Хочу, чтобы было... " Вместо пояснения, еще одна комическая ситуация:

В авиакассе:

- Дайте мне, пожалуйста, один билет от Москвы.

С такой "целью " далеко не улетишь. Или наоборот - улетишь, но совсем не туда, куда хотел. Итак, если вы хотите чего-то добиться, то ваша цель должна быть заявлена позитивно.

Продолжая тему целей, стоит отметить, что у каждой цели есть множество подцелей, промежуточных задач. Аналогично, каждый результат является промежуточным для более глобального результата. Если вашей целью считается прочитанная и понятая глава, то подцелями здесь будут абзацы. Для абзацев - строки. Для строк - слова. Таким образом, любой T.O.T.E. можно разбить на множество более мелких промежуточных "тоутов ", при этом он является частью некоего более глобального "тоута ".

Рассмотрим реальный пример: переправа. Первый тест (формулируем цель): я на противоположном берегу. Второй тест (определяем текущее положение): я сижу в лодке возле своего берега. Операции: выбираю направление и делаю несколько гребков веслами. Второй тест: я на расстоянии трети пути от своего берега и в двух третях пути от противоположного; нос лодки сбит с нужного направления на сорок пять градусов. Операция: выравниваю положение носа лодки и делаю еще несколько гребков... Выходом здесь будет совпадение собственного местоположения с выбранной точкой на противоположном берегу.

Ответные реакции
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:05:56

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...