Обучающие игры детей
Обучающие игры детей
Обучающие игры детей. Игра Выдерни соломинку
Игра является инструментом налаживания отношений с ребенком и выражения им своих чувств. А. Фрейд (Freud A., 1928) определила игру как особый механизм, позволяющий вступать в контакт с ребенком, для которого лишь постепенно речь становится основным средством общения. Понимая, насколько важно побуждать ребенка к вербальной экспрессии по мере его взросления (Harter S., 1983), психотерапевты стремятся разработать средства работы, предполагающие определенный игровой элемент и в то же время стимулирующие вербальную экспрессию. К. О "Коннору (O "Connor K., 1983) удалось решить эту задачу путем создания техники "Раскрась свою жизнь ", предлагающей ребенку подобрать цвета к разным чувствам. Таким образом ребенок получает возможность сперва выразить свои переживания через цвет, а затем, в последующем обсуждении, описать их словами.
Игра "Выдерни соломинку " была создана, прежде всего, как инструмент эмоциональной экспрессии ребенка. Предполагается, что благодаря предшествующему использованию техники "Раскрась свою жизнь " (O "Connor K., 1983) ребенок уже умеет ассоциировать чувства с разными цветами. В игре "Выдерни соломинку " используется принцип, аналогичный положенному в основу техники О "Коннора, что помогает ребенку установить связь между разными чувствами и обстоятельствами, а также описать в словах свои переживания. Как правило, дети с удовольствием играют в "Выдерни соломинку ", и эту игру следует признать психологически нетравматичной.
Описание техники
Предлагаемую методику может использовать любой психотерапевт, желающий побудить ребенка к выражению своих чувств и осознанию их связи с разными жизненными ситуациями. Поскольку она применяется лишь при условии, что ребенок уже научился различать основные чувства, вполне допустимо прибегать к их вербальному обсуждению, которое помогает ребенку лучше понять природу чувств и еще больше вовлекает его в игру. Эмоциональная экспрессия ребенка будет наиболее успешной в том случае, если психотерапевт продемонстрирует высокую степень эмпатии и терпимости к любым проявлениям чувств ребенка.
Данная методика предназначена для детей, уже способных ассоциировать разные чувства с цветами и различать эмоциональные состояния. Необходимо, чтобы ребенок имел достаточный словарный запас и был способен к концентрации внимания в ходе игры. Ее нецелесообразно применять с детьми, отличающимися неусидчивостью, так как их участие в ней вряд ли будет успешным. Предлагаемая методика наиболее эффективна в работе с теми детьми, которым свойственны дух соревнования и стремление выиграть, - они будут выбирать соломинки с теми цветами, а следовательно, и соответствующими им чувствами, которые они обычно избегают обсуждать.
Для работы необходимо иметь фабричный набор игры "Выдерни соломинку ". В случае его отсутствия можно воспользоваться набором пластиковых или деревянных палочек (примерно в четыре раза тоньше карандашей) разного цвета.
Большинство детей знакомо с игрой "Выдерни соломинку ". Если же ребенок раньше с ней не сталкивался, психотерапевт должен объяснить правила: ребенок или психотерапевт бросают несколько цветных палочек кучкой на стол или на пол. Задача заключается в том, чтобы достать одну палочку, не сдвинув другие. Если игрок их сдвинет, он должен положить палочку на место и уступить очередь другому. Победит тот, у кого в конце окажется больше палочек. Игру можно усложнить, договорившись, что палочки разного цвета позволяют набирать разное количество баллов.
Для перехода к основной части игры психотерапевт должен знать, что ребенок понимает связь между разными чувствами и цветами. Это можно проверить с помощью техники "Раскрась свою жизнь " или в специальной беседе с ребенком. При использовании техники "Раскрась свою жизнь " между цветами и чувствами устанавливаются следующие ассоциации: желтый - радость, голубой - грусть, черный - сильная грусть, печаль, красный - раздражение, пурпурный - ярость, зеленый - зависть, ревность, коричневый - скука, оранжевый - возбуждение. После того как психотерапевту вместе с ребенком удалось прояснить эти связи, можно переходить к основной части игры "Выдерни соломинку ". Ранее оговоренные правила дополняются тем, что, вытаскивая палочку, игрок должен сказать, когда он переживал чувство, соответствующее цвету палочки.
Обучающие игры детей
|
|
Назад в раздел
Самые интересные новости:
загрузка...
|