all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Психология / Практическая психология / Невербальная коммуникация. Терапевтического взаимодействие

Невербальная коммуникация. Терапевтического взаимодействие


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:05:55
Невербальная коммуникация. Терапевтического взаимодействие


(Нет голосов)
239 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Невербальная коммуникация. Терапевтического взаимодействие



Психология. Невербальная коммуникация. Терапевтического взаимодействие



Качество присутствия можно определить как степень невербального выражения вовлеченности терапевта в контакт с пациентом. Качество присутствия включает в себя как физическое, так и психологическое присутствие в их единстве. Конгруэнтность при этом крайне желательна, однако не стоит забывать, что установление контакта - это процесс, который требует времени и специальных усилий. В этом процессе произвольное, пусть и неконгруэнтное, выражение физического присутствия, позволяет настроиться на одну волну с пациентом и приводит к увеличению степени психологического контакта и аутентичности.

Таблица. Факторы, препятствующие качеству присутствия. Иган (1998)
1. Озабоченность (терапевта) чем-то
2. Осуждающая установка
3. Наличие предубеждений
4. Классификация или видение клиента исходя из определенного набора категорий
5. Сосредоточенность на фактах
6. Нудное перечисление сказанного клиентом
7. Одобрение
8. Прерывание

Невербальные проявления более спонтанны, чем вербальные, и их труднее контролировать. Иначе говоря, язык тела не только передает то, что мы хотим выразить, но и выдает то, что мы хотели бы скрыть. Через "язык тела ", который мы используем бессознательно, более непосредственно и правдиво выражается человеческая личность: ее чувства, эмоции, потребности, отношения. Терапевту важно уметь "читать " как невербальное поведение пациента, так и собственные невербальные сигналы. Отслеживание невербальных сигналов в ходе беседы позволяет их исследовать и выявлять скрытое в них значение. Так, например, если по мере того, как пациент говорит, вы чувствуете возрастание скованности и напряжения в теле, вы может спросить себя: "Что вызвало мою тревогу? Какое невербальное послание я передаю сейчас пациенту? " Ваши скрытые сообщения могут быть очень важной информацией о ваших отношениях, поэтому поиск ответов на вопрос - "Что именно вы неосознанно сообщаете пациенту и почему это послание не может быть выражено вами открыто? " является важной составляющей профессиональной рефлексии. Чем раньше терапевт осознает собственную невербальную реакцию, тем больше у него времени для ее понимания и возможности для сохранения контроля над ней. Стремление понять причины вашей реакции позволяет в некоторой степени отстраниться от эмоции, а значит - и удержаться от её выражения. При обращении с внутренними реакциями терапевт сталкивается с противоречивыми требованиями: быть открытым к собственным чувствам и вместе с тем воздерживаться от их внешнего выражения. Это трудная, но заслуживающая усилий задача.

Невербальное поведение - это также способ прочитать то, как чувствует себя пациент в данный момент. Невербальные сообщения часто отличаются от словесных, и по совпадениям и расхождениям между ними можно догадаться о том, что происходит с пациентом в тот или иной момент. В невербальной коммуникации важные подсказки могут быть найдены быстрее, чем в словах, так как люди часто реагируют раньше, чем оказываются готовы или способны выразить словами свои чувства и мысли.

Через невербальные проявления человек может осознанно или неосознанно дополнять и модифицировать своё вербальное сообщение. Кнапп (Knapp, 1978) выделил 4 вида невербальных посланий, дополняющих или модифицирующих вербальную коммуникацию:

(1)Подтверждение и повторение. Невербальное поведение может подтверждать и повторять то, что было сказано словами. Например, если в ответ на выражение пациентом чувств, связанных с воспоминанием болезненной ситуации из прошлого, терапевт, медленно кивая головой, с сопереживающим выражением лица говорит: "Я понимаю, как тяжело вам было в тот момент ", то он невербально подтверждает сообщение сочувствия и понимания.

(2)Отрицание или запутывание. Невербальное поведение может отрицать или запутывать вербальное сообщение. Если терапевт в ответ на обращённый к нему вопрос пациента "Кажется, я задел вас своей критикой? " дрожащим голосом отвечает, что он не расстроен, и при этом отводит взгляд, то его невербальное послание отрицает сказанное им. Примером запутывания можно считать ситуацию, когда человек говорит, что он злится на кого-то, но при этом улыбается. В таком случае невербальная реакция запутывает другого. Улыбка в данной ситуации может означать: "Я зол, но мне очень некомфортно говорить об этом ".

Невербальная коммуникация. Терапевтического взаимодействие
 Статья / Психология / Практическая психология / Невербальная коммуникация. Терапевтического взаимодействие
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:05:55

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...