Научиться мыслить
Практическая психология. Научиться мыслить Никто не жалуется на свой ум, но все жалуются на свою память. Это ставшее крылатым выражение по существу означает, что мышление - самый ценный психический процесс для человека. С готовностью признавая недостатки своей памяти ( "Ой, я сто-то стал все забывать "), воли ( "Мне недостает упорства и умения владеть собой ") и внимания ( "Простите, я сегодня очень рассеянный "), никто не скажет всерьез что-нибудь наподобие: "Вы знаете, я ужасно тупой, со мной нельзя иметь дело " или "В последнее время мое мышление сильно ухудшилось ".
Однако будем откровенны: мышление нас тоже иногда подводит. Здесь, например, мы не смогли понять простой вещи, там не сумели предусмотреть последствия своих действий, когда-то недоучли сложившуюся обстановку и т.д. В результате - нелепые ошибки, досадные промахи. Особенно часто они возникают в обучении (трудно понять материал, решить задачу) и в работе (нелегко и не сразу дается принятие правильного решения).
Мышление в нашей жизни выполняет множество различных функций. Главным, по-видимому, являются две: понимание и творчество. Понимание обеспечивает нам правильное постижение обстановки, накопленных человечеством знаний и т.п. Творчество способствует порождению нового - открытиям, как малым (для себя), так и большим (для общества). Эти же функции мышления взаимосвязаны: с одной стороны, чтобы хорошо творить, надо хорошо понять материал, а с другой - чтобы хорошо понять материал, надо отнестись к нему творчески.
Мышление - исключительно сложный психический процесс, и многие его повороты и "зигзаги " остаются еще не разгаданными для науки. Но бесспорно то, что мышление большое и сложное начинается со сравнительно малых и относительно простых его операций и свойств, которые собственно и выступают в виде шестеренок, моторчиков и приводных ремней любого процесса мышления, и без них он просто застопорился бы.
Считается, что особенности мышления определяются от рождения: одному досталось лучшее, другому - худшее, и ничего тут не поделаешь. Однако целый ряд психологических экспериментов, в которых удавалось заметно улучшить мышление даже у детей, считавшихся безнадежными в этом отношении, опровергает такое положение. Думаю, не будет преувеличением сказать: наше мышление в наших руках. Его можно развивать, улучшать, совершенствовать.
Некоторые игры, специально направленные на развитие мышления (их называют интеллектуальными), оказываются полезными не только детям, но и взрослым. Для большинства из приведенных ниже достаточно иметь под рукой лишь лист бумаги и карандаш.
Играть следует с друзьями или в кругу семьи. И не только потому, что так веселее и интереснее. Дело в том, что едва ли не основной смысл этих игр состоит как раз в возможности взаимообмена различными подходами к выполнению игровых заданий и тем самым значительном расширении "мыслительного диапазона " каждого из участников игры.
Игры расположены в порядке возрастающей сложности и в ряде случаев опираются одна на другую. Часть из них основана на известных в психологии методиках обучения мышления и воображения, часть разработана автором. Итак, сели поудобнее, начинаем.
СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Берутся наугад три слова, мало связанные по смыслу, например, "озеро ", "карандаш " и "медведь ". Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова. Ответы могут быть банальными ( "Медведь упустил в озеро карандаш "), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя словами и введением новых объектов ( "Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, который ловил в озере рыбу ") и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи ( "Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь ").
При подведении итогов этой и описываемых ниже игр важно найти "золотую середину " меду количеством и качеством: с одной стороны, необходимо стимулировать большее число разнообразных ответов, с другой стороны, особого поощрения заслуживают оригинальные, творческие.
Игра развивает способность быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем новые связи и отношения между привычными предметами, творчески создавать новые целостные комбинации из отдельных разрозненных элементов.
ПОИСК ОБЩЕГО
Научиться мыслить
|