all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Психология / Практическая психология / Мыслительные функции у детей

Мыслительные функции у детей


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:05:54
Мыслительные функции у детей


(Нет голосов)
387 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Мыслительные функции у детей



Развитие мыслительных функций у детей


Когнитивное развитие ставит в центр рассмотрения особенности обучения детей и переработки ими новой информации.

Когнитивное развитие – это развитие мышления и организующих систем мозга, оно включает в себя язык, мысленные представления, аргументацию, навыки решения проблем и развитие памяти.

По общему мнению, Жан Пиаже выступает в качестве центрального теоретика современного изучения ребенка. Он разработал собственную систему изучения детского мышления и речи, изучал закономерности детского мышления, которые не были отмечены кем-либо до него. В его теории рассматривается процесс развития мыслительных операций детей от младенчества до подросткового возраста с выделением нескольких этапов.

Хотя Жан Пиаже и выделил четкие этапы когнитивного развития детей, что особенно полезно для психолого-педагогических нужд, он не обратил внимания на то, что развитие мыслительных функций – не автоматический, не детерминированный процесс.

А ведь ребенок не сможет пройти обозначенные им стадии без соответствующего обучения. В противовес животным, человек знает и умеет делать только то, чему он был обучен. Этот фундаментальный признак был подтвержден исследованиями детей, воспитанных в обогащенной среде (благоприятствующей научению) и в условиях обедненной среды, не способствовавшей развитию детей. Этот принцип был также подтвержден историями об одичавших детях.

Эксперимент в школе Гленвуд
Эксперимент показал, что обогащенная среда может значительно повысить показатель IQ, в то время как обедненная может привести к сильному снижению IQ.

Особенно интересное исследование раннего развития детей связано с изучением 25 детей из специального приюта. Эти дети росли в сильно обедненной среде из-за переполненности и недостаточного финансирования приюта. 13 детей в среднем возрасте 19 месяцев был переведены в школу Гленвуд и прикреплены каждый к отдельной женщине, занимавшейся их воспитанием и заботой о них. Скилс, проводивший эксперимент, сознательно выбрал детей с наиболее низким уровнем интеллектуального развития для перемещения в школу Гленвуд. Их средний IQ был на уровне 64 пунктов, в то время как у 12 оставшихся в приюте детей он составлял в среднем 87 пунктов.

В школе Гленвуд детей поместили в новую среду, где о них заботились и окружали вниманием женщины-заменители матерей. У них были разнообразные игрушки, их водили на экскурсии, много разговаривали с ними. Женщин специально обучили, как развивать детей и их речевую активность.

Через 18 месяцев были зафиксированы кардинальные изменения: у детей, помещенных в благоприятную среду и получавших дополнительное обучение: средняя прибавка к IQ составила 29 пунктов! Последующие дополнительные исследования были проведены еще через два с половиной года. 11 из 13 детей, перевезенных в Гленвуд, были усыновлены (удочерены) и продемонстрировали уровень IQ = 101. 2 детей, которые не были усыновлены, снова были отправлены в приют и потеряли приобретенный уровень развития. Контрольная группа из 12 детей, оставленных в приюте имела среднее значение IQ = 66 пунктам (среднее снижение на 21 пункт по отношению к начальному результату)

Более красноречивым показателем, нежели уровень IQ, можно считать разницу в качестве жизни исследованных групп. Когда дети достигли совершеннолетия, новое дополнительное исследование выявило следующее: экспериментальная группа детей стала продуктивными, адекватно функционирующими взрослыми, в то время как выросшие дети из контрольной группы оказались умственно отсталыми.

Одичавшие дети и то, чему мы у них учимся
Наверное, самой известной историей одичавших детей можно считать историю двух девочек – Амалы и Камалы, выращенных волчицей. В 1920 году преподобный Сингх увидел волчицу и ее выводок, причем двое из выводка были с длинными волосами и похожи на людей. После изрядных трудностей человеческие существа были пойманы. Оказалось, что это были девочки, чей возраст Сингх оценил примерно в восемь лет и полтора года.

Они были доставлены в детский дом в Индию, где жили Преподобный и его жена. В поведении и внешнем виде Сингх описал их как «волчьи». Они ходили на четырех конечностях, и на ладонях и коленях у них были костные мозоли.

Девочки, воспитанные волчицей, любили сырое мясо и частенько крали его при удобной возможности. Их языки постоянно были вывешены изо рта, и они часто тяжело дышали, как это делают волки. Они никогда не спали после полуночи, а бродили и выли по ночам. Они могли двигаться практически так же быстро, как и белки, так что догнать их было очень трудно. Девочки совершенно избегали человеческого общества. При приближении к ним людей они часто скалили зубы. Чутье их было очень развито – они могли учуять мясо на больших расстояниях. Другой их особенностью было не очень хорошее зрение в дневное время и отличная ориентация ночью. В сентябре 1921 года обе девочки заболели и Амала, младшая из них, умерла.

Мыслительные функции у детей
 Статья / Психология / Практическая психология / Мыслительные функции у детей
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:05:54

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...