all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина

Методы психодрамы


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:05:54
Методы психодрамы


(Нет голосов)
405 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Методы психодрамы



Фазы развития и методики психодрамы


Первой фазой развития классической психодрамы является психологическая разминка. Разминка состоит из трех стадий: постепенное раскрепощение двигательной активности участников; стимуляция спонтанных поведенческих реакций; фокусировка внимания членов группы на конкретном задании или теме. Разминка позволяет членам группы преодолеть страх показаться наивным или беспокойство по поводу собственных актерских способностей.

Режиссер тоже нуждается в разминке. Он может свободно ходить по комнате и рассказывать о своих идеях, пытаясь создать подходящую атмосферу для эмоционального вовлечения членов группы. Члены группы, вырабатывая новые формы переживания и поведения, нуждаются в доверии и безопасности. Авторитетность руководителя помогает участникам осознать, что они могут играть все, что хотят, и быть наивными, не опасаясь оскорблений или унижений.

Разминка особенно нужна в тех психодраматических группах, участники которых оказывают некоторое сопротивление исследованию определенной темы или стесняются стать первыми добровольными протагонистами. В этих случаях приемы разминки позволяют участникам включиться в групповую ситуацию, немного узнать друг друга и снизить свой уровень тревожности. Кроме того, во время разминки режиссер получает информацию о том, кто хочет участвовать в психодраме, и какие проблемы или темы волнуют большинство членов группы.

Разминка может быть вербальной или невербальной, заимствованной из других групповых подходов или разработанная самим режиссером. Например, участники задают человеку, которого они не очень хорошо знают, дружеские, не травмирующие вопросы. Затем режиссер побуждает их к выражению реальных мыслей и чувств, и высказыванию более личностно окрашенных проблем.

Одни виды разминки эффективны при невысоко уровне тревожности и направлены на поощрение спонтанности и создание групповой сплоченности. Другие требуют более высокого уровня самораскрытия и мог давать более эмоционально значимый материал для обсуждения. Следующее упражнение для разминки подходит для медленно продвигающихся групп: "Подумайте о том, что бы вы хотели услышать (или не хотели бы услышать) от одного из людей в этой комнате; от своего друга, от члена своей семьи. Станьте этим человеком и выскажите это требование ".

Если группа представляет собой класс, социальный клуб, организацию бизнесменов, семью или какую-либо другую организованную общность людей, то можно попроси каждого ее члена высказать требование или недовольство. Это дает режиссеру ценную информацию о потенциальных темах для психодрамы.

Некоторые упражнения для разминки являются не вербальными и помогают участникам косвенным образом преодолевать сопротивление открытому разговору о своих чувствах и проблемах. Функцией двигательных упражнений, таких, как прогулка по комнате и разглядывание человека без произнесения слов, является генерирование энергии. Могут использоваться формы движений, применяемые в танцевальной терапии.

Одно из упражнений помогает участникам вспомнить тот детский опыт, который может оказаться полезным для обсуждаемого на занятии конфликта. Раздаются карандаши и бумага, члены группы получают задание представить себя в том возрасте, когда они только начинали учиться писать, и затем написать о себе небольшой рассказ. Получившиеся детские каракули позволяют преодолеть защиту взрослого человека. После выполнения такого рода упражнений все невербальные приемы нуждаются в последующем вербальном объяснении и обсуждении.

Наконец, широко используется для разминки упражнение, которое называется "волшебный магазин ". Режиссер предлагает членам группы представить, что на сцене возник небольшой магазин, имеющий в своем ассортименте такие прекрасные "вещи ", как "любовь ", "смелость " и "мудрость ". Потом вызывается доброволец, который может попробовать выменять одну или несколько подобных вещей. Например, участник просит у продавца "уважение ". Режиссер, который играет роль владельца магазина, начинает спрашивать "покупателя ", сколько ему надо уважения, кто должен начать его уважать и за что. После этого владелец магазина просит что-нибудь взамен у покупателя. Возможно, что покупатель предложит в качестве платы за уважение свое постоянное согласие с людьми. Постепенно участники начинают понимать цели и осознавать последствия своих действий. Возможно, что в процессе разминки может быть также найдена тема для психодрамы.

После разминки группа готова перейти к фазе психодраматического действия. В одних случаях режиссер выбирает участника: на основе его адекватности выбранной теме; на основе знания о его прошлом или на основе той необходимости, которая выявляется во время разминки. В других случаях доброволец-протагонист сам предлагает для действия свои личностные проблемы. Режиссер внимательно выслушивает рассказ протагониста о его проблеме, для того чтобы получить достаточную информацию для организации действия. После того как описана конкретная ситуация, члены группы стимулируются уже не к обсуждению проблемы, а к разыгрыванию представления.

Методы психодрамы
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:05:54

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...