all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина

Креативность в школе


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:05:53
Креативность в школе


(Нет голосов)
394 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Креативность в школе



Психология личности. Креативность в школе


Исследование хода обучения ребенка раскрывает многие стороны творчества. Настоятельная задача школы состоит в том, чтобы поддерживать и поощрять такого рода спонтанное творческое отношение, внутренне мотивированное творческое мышление и активность. В норме такого рода активность вполне естественна у детей. Для решения этой задачи необходимо рассмотреть условия, в которых творчество развивается, что является для него облегчением или, напротив, затруднением. В связи с этой задачей предложено две общих комплексных модели: "Модель 4РЕ " описывает отношения, имеющие место между задачей, личностью, процессом, продуктом и окружением; Компонентная модель Урбана предлагает комплексное видение шести различных компонентов, включенных в творческое развитие, процесс и способность. Эти модели создают базу для решения многих проблем. Подчеркивая важность и применимость "открытого обучения " для развития креативности, в заключение статьи даются рекомендации для стимулирования и поддержания креативности у школьников.

Высокая ценность и важность креативности для каждого индивида, как и для человечества в целом, неоспорима и никем не подвергается сомнению. С одной стороны, это универсальный исторический эволюционный фактор, с другой - индивидуальный потенциал, дающий человеку возможность не только решать проблемы и ориентироваться в новых ситуациях, но и активно изменять окружающую среду, свою жизнь, свое будущее. Несмотря на то, что таково общее мнение, креативности не придавалось и все еще не придается должного значения во многих сферах жизни, особенно в образовании, на котором лежит ответственность за то, чтобы сегодняшние дети достигали успеха будучи взрослыми. Термин “креативность” можно встретить в предисловиях к учебным программам, но гораздо реже - в конкретных предметных разработках; еще реже можно найти реализацию идеи развития креативности в практической деятельности учителя или в реальных учебных ситуациях.

Я не буду здесь обсуждать технику развития креативности или методы тренировки, такие, например, как мозговой штурм, развитие мозга, запись информации в мозгу, метод “6-3-5”, список Осборна, синектика, принудительные аналогии, морфологические методы, атрибутивный перечень, латеральное мышление и т.д.

Одна из причин этого заключается в том, что, как показывают многие оценочные исследования, приложение таких более или менее ограниченных методик приносит по большей части разочарование. Систематические строго научные исследования показали лишь очень незначительные возможности прямого воздействия на дивергентное мышление; кроме того, различные креативные методики не различаются в своих результатах. Ироническое заключение Ф.Вейнерта гласит, что “такие тренировочные программы как правило не причиняют никому никакого вреда, но развлекают большинство участников, а потому могут применяться, даже если их объективная польза не доказана” (Weinert F.E., 1991, p.36).

Отметим также, что перечисленные методики исходно были разработаны для работы со взрослыми и не могут быть легко и естественно переориентированы на детей.

Немаловажными оказываются трудности приложения научных методик к другим областям деятельности, кроме тех, для которых они были разработаны.

Наконец, важнее создать в раннем возрасте креативный базис в поведении и отношениях, а потом уже совершенствовать его, используя различные методики.

Школьные проблемы
На основании вышеизложенного мое внимание будет в основном сосредоточено на школе, поскольку креативность в более позднем возрасте, например при работе по специальности, естественно, в высшей степени зависит от возможностей и уровня творческого мышления, приобретенного и достигнутого при получении образования, в частности, в школе.

Можно улучшить специфические навыки дивергентного мышления, используя специальные креативные методики уже во взрослом возрасте, но это будет поверхностным, технологичным и дорогим усовершенствованием, которое далеко уступает самоочевидному, спонтанному творческому отношению, внутренне мотивированному креативному мышлению и образу действий, воспитанному и поощряемому с детства.

Ориентация в образовании детей младшего возраста
Подобное творческое отношение обычно естественно для поведения совсем маленьких детей. Мы можем многому научиться на примере этого естественного научения. Его основные и типичные черты таковы: дети

испытывают потребность в новизне;

Креативность в школе
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:05:53

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...