all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Философия / О философии / Пространство

Пространство


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:05:30
Пространство


(Нет голосов)
414 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Пространство



Постановка вопроса


Всё это напрямую относится к такому известному и часто употребляемому термину, как пространство.
Можно приписывать пространству всевозможные качества и гипотетически притягивать к тому или иному явлению, принижать его значимость или возводить на пьедестал, как необходимое и достаточное, но нельзя отвергать то, что это самое пространство повсеместно и оно существует. А раз оно существует, то не мешало бы прикоснуться к краю его истинности и попробовать разобраться с тем, что это прикосновение предоставит для размышления.
Абстрагируясь от бытовой конкретики или субъективной мнительности, поднимаясь к высотам спекулятивного мышления, отметим, что пространство, как таковое, в его широком смысле и значении, должно априори иметь свою собственную суть и, следовательно, своё индивидуальное определение.
И всё же, чтобы не торопить события и не делать скоропалительных выводов, обратимся к источникам мысли человеческой и посмотрим, что уже сказано, и можно ли воспользоваться этими теоретическими наработками....
Для ощущения глубины проблемы познания полезно привести слова одного из известнейших философов середины прошлого века:
"... путаница касательно интерпретации бытия пространства основана не столько в недостаточном знании предметного содержания самого пространства, сколько в принципиальном недостатке прозрачности возможностей бытия вообще и его онтологически концептуальной интерпретации. Решающее для понимания онтологической проблемы пространства лежит в том, чтобы выпросить вопрос о бытии пространства из узости случайно подвернувшихся и сверх того чаще сырых концепций бытия и во взгляде на сам феномен и разные феноменальные пространственности ввести проблематику бытия пространства в направление выяснения возможностей бытия вообще".
Исследователи и интерпретаторы, поддерживающие идеи незыблемости материалистических взглядов, беря за основу то, что удобно и не противоречиво в отношении их понимания мира, трактовали термин пространства, как: "Объективную реальность, форму существования материи, характеризующуюся протяжённостью и объёмом" или как "промежуток между чем-нибудь и чем-то, где что-либо помещается". Данные определения, как можно отметить, достаточно примитивны и даже не отражают в полной мере взглядов тех мыслителей, у которых они были заимствованы. Неказистыми видятся и устремления в определении геометрии пространства, обладающего, как полагают некоторые, протяжённостью или объёмом и распространяющего свои параметры, от трёхмерности, в понимании первых атомистов, до многомерности в выводах Струнной и М-теорий математической физики, характеризуя конъюнктуру научной среды. Из соответствующей чехарды представлений вытекают и неоднозначные суждения о форме, как категории предшествующей образованию всего материального.
В древней философии понятие формы имело значение действующей силы, того, что действительно существует, в противоположность явлению (Платон, Аристотель). Если в современных взглядах позитивизма пространство приравнивается к некой форме, то противостоит ли эта форма явлению и самому объективному? Противопоставить явление, как нечто конкретно посредственно проявленное, и пространство, как то, что организует формальную сторону объективности, обладая соответствующими средствами, представляется сложным. Они, пространство и явление, иные по роду своему, но не противостоят, так как связаны некоторыми положениями и определённым порядком основания. Соглашаясь с первостепенностью пространства над явлением и объективностью, учитывая пространственную энергетическую действенность и информационную потенцию в формообразовании, предполагается и содержательность пространства во всём проявленном и материально определённом. Таким образом, можно сказать, что пространство это не форма или не только нечто связанное с формой существования материи, и оно не является чьей-либо противоположностью, а, возможно, есть некая первостепенность формообразования, необходимая или "обязательная" часть явления и всего объективного вообще.

Пространство
 Статья / Философия / О философии / Пространство
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:05:30

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...