all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Философия / О философии / Русская философия и ведическое знание

Русская философия и ведическое знание


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:05:30
Русская философия и ведическое знание


(Нет голосов)
395 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Русская философия и ведическое знание

 


Философии. Русская философия и ведическое знание


Иногда приходится сталкиваться с такой точкой зрения: мол, Индия — это Индия, и русскому человеку все это, вообще, ни к чему. Давайте попробуем разобраться, так ли обстоит дело в действительности. Как известно, в настоящее время существуют достаточно серьезные археологические находки, например, в Аркаиме, а также лингвистические данные, подтверждающие бытование на территории Руси если не ведической цивилизации, то ее отголосков. Для России это времена, можно сказать, доисторические. Но и в историческое время прослеживается тяга русских к Индии. Все мы знаем о новгородском купце Афанасии Никитине, знаем, что с конца 16-го века в Астрахани была колония индийских купцов и даже строились индуистские храмы, которые, к слову сказать, находились под полным покровительством русского правительства. (В Астрахань приезжал Петр и заинтересованно беседовал с индусами.) Есть и более глубокие, внутренние причины взаимного интереса двух великих народов, не зависящие от геополитических реалий, экономических и культурных потребностей. Это — сходство русской и индийской души, которое схематично можно выразить словами: «Для нас деньги — не главное», т.е. и русский, и индийский тип национального характера отличает неудержимое стремление к духовным горизонтам.

О значительном влиянии индуистской религиозной традиции на русскую культуру можно судить хотя бы по тому, что в «Пролог» — книгу, впервые изданную на Руси в 1642 г. и содержащую поучения и краткие жития святых, — вошли многие восточные сюжеты. «Житие Иосифа-царевича» представляет собой христианизированный пересказ жизнеописания Будды, «Притча святого Варлаама о временном ссмевеце», также как «Стефанит и Ихнилат», восходят к «Панчатантре» — санскритскому памятнику 4-го века.

Уже давно подмечено сходство духовной практики христианских подвижников (в особенности исихастов) с практикой бхакти-йоги и мантра йоги. Как известно, мистическое течение исихазма, русским представителем которого был глава движения «нестяжателей» Нил Сорский (ХУв.), включало учение о пути к единению человека с Богом через самососредоточение сознания и «очищение сердца» сказами и молитвой. Знакомство русской интеллигенции со священными писаниями индуизма в широких масштабах началось при Екатерине II, когда в типографии выдающегося русского просветителя Н.И.Новикова, издававшего журналы «Московитянин» и «Обозрение», в 1788 году был напечатан первый русский перевод «Бхагавад-гиты» — квинтэссенции Вед («Багауат-гиета или беседы Кришны с Арджуном»). Выход русского перевода спустя всего три года после опубликования первого европейского перевода «Бхагавад-гиты» Уилкинса (1785) был, вне всякого сомнения, невероятно оперативным для того времени и свидетельствовал о признании огромной важности этого писания. В конце XVIII века в Индию приехал выдающийся русский ученый-самоучка и музыкант Герасим Лебедев. Он изучал санскрит, а также тамильский и бенгальский языки, что очень помогло ему в его попытках понять религию Индии. Надо отметить, что британским индологам приходилось чуть ли не силой выколачивать из брахманов знание о Ведах, но в Лебедеве пандиты — ученые брахманы — почувствовали душу, способную смотреть на мир под тем же углом зрения, что и древние риши, мудрецы. Вместе с индийскими брахманами он штудировал священные писания, побывал в храмах, в которые не пускали иноверцев, ему показали все религиозные праздники. Вернувшись в Россию, Лебедев открыл в Петербурге типографию с бенгальским шрифтом и стал печатать произведения индийской литературы. Им была написана одна из первых грамматик хиндустани.

Кстати, любопытная деталь: в своей книге «Хождение за три моря» Афанасий Никитин пишет, что когда он приехал в Индию и познакомился с индийцами, они «не зачали от него ни женок крыти, ни веры своей», т.е. были с ним очень откровенны. Что касается философии как специфической сферы деятельности, то в России профессиональные философы появились довольно поздно. При этом почти все они (Соловьев, Бердяев, Булгаков, Лосский, Флоренский) были знакомы с индуизмом, но знакомство это было более или менее поверхностным. И тому есть объективные основания. Неслучайно, когда в 1971 году в Москве профессор-индолог Котовский, обращаясь к основателю Международного Общества Сознания Кришны, А.Ч.Бхактиведанте Свами Прабхупаде, сказал, что изучал индуизм, тот заметил: «Индуизм — трудный предмет для изучения» (после чего оба рассмеялись). Действительно, уже сам объем шастр (священных писаний индуизма) кажется непреодолимым препятствием для их изучения. Одна только Махабхарата содержит 100.000 стихов. А еще есть Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа, 108 Упанишад, 19 Пуран, Рамаяна, веданги.
 Статья / Философия / О философии / Русская философия и ведическое знание
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:05:30

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...