all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Философия / О философии / Происхождение Вселенной. Другие представления

Происхождение Вселенной. Другие представления


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:05:30
Происхождение Вселенной. Другие представления


(Нет голосов)
432 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Происхождение Вселенной. Другие представления



Происхождение Вселенной. Другие представления. Философии


"В начале сотворил Бог небо и землю" (Быт. 1,1). Это противоречит многочисленным мнениям, вкравшимся с течением столетий в наши умы. Например, эти слова противоречат представлениям древних греков, согласно которым пространство и материя существуют вечно. Древнегреческие философы не могли себе представить начала этого мира или его сотворение из ничего. Слова Библии также поразительно отличаются от легенд древних египтян. Египтяне имели четыре различных легенды о происхождении мира, например, через бога Та-Цьена и первобытную гору возле Мемфиса (1). Вторая – о Атуме, творце, первом из богов, родина которого – город Илиополь. С ним связана и мысль о витавшем когда-то в пустом пространстве гигантском яйце, из которого потом вылупился мир. Это яйцо должно было быть снесено большим гусем, так называемым "великим кукарекателем", который отождествляется с Атумом (2). Далее, в древнеегипетских легендах есть еще Неферта, богиня лотоса(З), и Птах, творящий мир мыслью и словом (4). Оба этих последних представления происходят опять-таки из Мемфиса.
В Библии мы не встречаем никаких следов ни этих египетских легенд, ни вавилонских. Вавилоняне и ассирийцы, вероятно, переняли свои представления о происхождении мира у шумеров, живших за несколько тысяч лет до н.э. в Междуречье. Шумерская цивилизация была очень высокоразвитой, и семитские завоеватели многое переняли от нее. Важнейшими шумерскими богами были Энлил, Энки и АН, у вавилонян они позже назывались Энлил, Эа и Ану. Вавилонские предания о сотворении мира дошли до нас на семи глиняных табличках, каждая из которых содержит от 125 до 160 строк. Это предание называется Энума Элиш ("тогда наверху", по начальным буквам). Таблички датируются 9-м веком до н.э., но эти мифы, конечно, намного древнее. Но в Библии мы не находим ничего похожего на многобожие и аморальность вавилонского мифа о сотворении мира. Не находим мы в Библии и древнеиндийских преданий. Мы имеем в виду прежде всего четыре веды ("знания"), возникших около 1250 г. до н.э., с их представлениями о первоматерии и различных богах: Агни, боге огня, и Сарвитаре, боге Солнца. В Библии отсутствуют также какие бы то ни были намеки на существование свое-го рода супружеской пары богов – небесного отца и матери-земли. Не находим мы в ней и чего-нибудь сравнимого с богом Прадчапати, который как золотой зародыш плавал в первобытном океане. В более поздних литературно-религиозных трудах индийцев ("упанишадах") встречается мысль о саморазвивающейся природе, образованной тремя элементами; мы даже находим в них древние представления об устройстве мира: земля покоится на трех слонах, стоящих на спине огромной черепахи. Мы также не встречаем в Библии гипотез древних греческих ученых о происхождении мира, милетской натурфилософии или философии Пифагора. Фалес учил, что первоэлементом является вода, Гераклит отдавал предпочтение огню. Анаксимен считал первопричиной всему воздух ("пневму"), а Пифагор даже предполагал, что мир основан на числах. Более поздние представления людей, казалось, стояли на несколько ступеней выше: они уже не поклонялись солнцу и богам из дерева и камня. Но приблизилась ли современная философия к истине? Создается впечатление, что любая человеческая философия в конечном счете сводится либо к атеизму ("Бога нет"), либо к пантеизму ("многобожие – Бог во всем, все есть Бог"). Библия опровергает эти две крайности, но не путем философских рассуждений. Первый стих книги Бытия не философствует о Боге и Его существовании: она просто говорит о Нем, отвергая тем самым атеизм. Одновременно Библия свидетельствует и против пантеизма: Бог существовал еще до творения, поэтому Он находится вне творения, хотя и все творение поддерживается и управляется им. Для многобожия или безличного духа природы просто не остается места в этом возвышенном описании единого истинного Бога, сотворившего мир и все, что в нем. Библия говорит нам, что Бог создал небо и землю. Он сотворил не хаотическую массу частиц материи, которая с течением миллиардов лет сконденсировалась в звезды и планеты: "Ибо Он сказал – и сделалось; Он повелел – и явилось" (Пс. 32,9)
Происхождение Вселенной. Другие представления
 Статья / Философия / О философии / Происхождение Вселенной. Другие представления
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:05:30

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...