all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Философия / О философии / Проблема сознание-тело

Проблема сознание-тело


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:05:30
Проблема сознание-тело


(Нет голосов)
430 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Проблема сознание-тело



Проблема сознание-тело в ее исторической перспективе


Вопрос об отношении между сознанием и телом можно отнести к числу вполне традиционных философских вопросов. Он располагает долгой историей своего понимания и осмысления, предусматривающую свою особую специфику и в античности и в средневековой философии, и в Новое время. Рассматривая эту специфику можно придти к очень интересным выводам относительно смыслов, интересов и целей той или иной эпохи, лучше понять своеобразие ее тем и претензий. Успешно выполненная в этом ключе работа вполне способна оказаться весьма поучительной и продуктивной, однако, ниже мы попытаемся пойти путем несколько иным. В наши дальнейшие намерения будет входить с одной стороны задача демонстрации того, что, названный вопрос по существу даже и в наше время еще не достиг той почвы, на которой он мог бы обрести свое разрешение, с другой же стороны мы постараемся показать, что (во все же предполагаемом его разрешении) вопрос этот может быть вполне оценен в качестве вопроса для современной философии ведущего и ключевого.

Двойственность сущности человеческой природы, заключающаяся в дуализме сознания и тела (или в более архаичной терминологии тела и души) имеет, пожалуй, тот же возраст, что и возраст самого человека. С самых древних исторических эпох люди уже располагали представлениями о душе, как инстанции, которая, пребывая в теле, сообщает ему жизнь, верили в то, что после смерти душа покидает свое временное жилище и отправляется в мир загробного существования; наблюдая за гибелью временного тела, они были убеждены, что душа вечна, причем именно в силу отличия своей сущности от сущности телесной. Данные палеонтологии свидетельствуют, что уже неандертальцы хоронили своих умерших, руководствуясь погребальными обрядами и ритуальной практикой, что говорит о том, что разделение сущности человека на душу и тело неким образом было известно даже в их времена. Рационализация проблемы этого разделения, рефлексия по поводу его оснований и смысла, как было отмечено, стали одной из насущных задач, возникшей много тысячелетий спустя, философии. В античный период задача эта решалась в рамках мировоззрения греческого космоцентризма, в период средневековья она была соотнесена с теологической тематикой, в Новое время ситуация изменилась в несколько ином направлении. В чем состояло это изменение, каковы были его предпосылки и, продолжающие действовать до сих пор скрытые тенденции мы и попытаемся здесь ближайшим образом разобрать.

Когда начинают говорить о проблеме дуализма души и тела в Новое время, то в первую очередь вспоминают Декарта. Примечательно так же и то, что именно Декарта часто именуют «отцом» самого Нового времени. Подобное именование вполне имеет право на существование, поскольку нельзя не признать, что именно этому философу удается сформулировать и обосновать тот канон рациональности, который и ложится в дальнейшем в основание нового типа познавательного отношения человека к миру и самому себе. Принципиальное различение мыслимой и протяженной субстанции, осуществленное Декартом, несомненно, оказывается одним из ключевых моментов этого отношения. Однако как проводится и к чему приходит данное различение у самого Декарта?

Как известно, в своем твердом решении дойти до исходного пункта обоснования всякого человеческого знания, и далее строить все здание науки, опираясь лишь на него, Декарт приходит для себя к несомненности идеи существования Бога. Именно Бог признается им единственной и абсолютной субстанцией, которая не нуждается в своем существовании ни в чем другом, кроме себя же самой. Но наряду с Богом, по ходу признания именно его причиной возможности истинного человеческого познания, Декарт утверждает о существовании субстанций другого рода, относящегося к очевидности не бесконечных, но уже конечных вещей. Помимо Бога, коль скоро он не вводит в заблуждение человека относительно истины наличия его человеческого бытия, существуют тела и духи, нуждающиеся, впрочем, для своего существования в постоянном божественном им содействии. Следующий вопрос, который возникает для Декарта, заключается в проблеме того, как возможно истинное, то есть ясное и отчетливое познание конечных вещей. Здесь и вступает в силу принцип критического разделения протяженной и мыслимой субстанций. Без правомерного обособления одного от другого мы рискуем оказаться введены в заблуждение, поскольку начинаем приписывать внешним вещам те свойства, которые на самом деле принадлежат субъективному характеру нашего их представления, данность собственной духовной природы путать с характеристикой материальных тел. Именно последовательное проведение работы по различению объективного и субъективного и позволяет Декарту утвердить и обосновать познавательное отношение человека к материальному миру в качестве предмета исследования физико-математической науки, в котором вся прежняя мистифицированная натурфилософия уступает отныне место объективному естествознанию, стремительное развитие которого становится одним из ведущих свершений всей будущей эпохи европейской истории. Однако гносеологическая оправданность картезианского дуализма сама имеет очень слабое место своей обоснованности, относящееся к антропологической проблеме соединения души тела в самом конечном человеческом существе.

Проблема сознание-тело
 Статья / Философия / О философии / Проблема сознание-тело
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:05:30

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...