all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Философия / О философии / От метафизики всеединства к синтезирующему реализму

От метафизики всеединства к синтезирующему реализму


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:05:29
От метафизики всеединства к синтезирующему реализму


(Нет голосов)
423 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

От метафизики всеединства к синтезирующему реализму



Свой путь российской философии



Наше время снова волнуется жаждою синтеза
С.И.Гессен. Ф.А.Степун [1]
По почти общему печальному признанию, всходы теологического и теософского духовного опыта российской интеллигенции были невосполнимо вытоптаны в эпоху коммунистического террора. Да и актуальность религиозно-мистической темы в современном духовном пространстве России, приходится констатировать, уже совершенно не та, что век или два назад. С надрывом отвергнут интеллигенцией и выпестованный за годы социалистической идеологической селекции пресловутый диалектический материализм. Так что российская философская мысль после нескольких веков, казалось бы, интенсивных интеллектуальных трудов сегодня растерянно обнаруживает себя опять-таки стоящей «в чистом поле». Давайте же самостоятельно двигаться вперед – эпизодически призывают друг друга патриоты-интеллектуалы. Практически все демонстрируют готовность к этому, однако реального движения пока не наблюдается, по-видимому, потому, что еще не определены нужные ориентиры, не утверждены способ и стиль, не нащупаны вехи актуального направления, в духе накопленных положительных традиций и в то же время адекватного эпохе и ситуации.

Пока понятно лишь одно: нас не устраивает слепое заимствование плодов западного рационализма или восточного мистицизма, попытавшихся было заполнить у нас «послеперестроечный» духовный вакуум. Волна увлечения импортными штучками прошла, а вопросы, как говорится, остались. Даже из уст молодой философской поросли теперь можно услышать, что «… русская самобытная философия возможна как реализация иной, отличной от европейской стратегии работы сознания»[2].

Что касается восточного мистицизма, последний, надо признать, все-таки весьма основательно замешан на национальных духовных традициях стран своего происхождения. Поэтому, сколь бы ни был он эмоционально близок нашему человеку, достаточно глубоких корней в сознании ему оставить, по-видимому, не суждено. Для большинства россиян он так и останется всего лишь занятной пришлой диковиной.

Опыт западной философской культуры, при всем его прагматизме и детальной проработанности, очевидно, также не может полностью устраивать специфическое российское философское мышление. Чем больше мы углубляемся в детализацию рационализированных учений западных мыслителей, тем острее общее ощущение дискомфорта от узости, тенденциозности и ущербности этого заимствованного знания. Все-таки прав был Николай Бердяев, когда подчеркивал, что "русская душа стремится к целостности, она не мирится с разделением всего по категориям"[3]. Это обстоятельство рельефно проявилось, по его мнению, в XIX веке, в эпоху расцвета философской мысли в России, когда "целостность …Востока" активно противополагалась "рационалистической раздробленности и рассеченности Запада" [там же, С.24]. Действительно, «исторически сложилось, что в Европе и России доминировали разные стратегии восприятия мира – одни понимали мир как бесконечную множественность, другие - как сверхрациональное Единство, соответственно, сознание одних строилось как сознание, дробящее мир на эти множественности, а других, напротив, как преодолевающее эту множественность»[2, там же].

Говоря современным языком, россиянам от природы присущ, причем в ярко выраженной форме, образный, холистический стиль мышления. Поэтому поиски своего способа философского осмысления реальности, своей особой стези на ниве любомудрствования следует признать вполне оправданными.

Подобные искания, надо отметить, уже предпринимались в отечественной философии в эпоху, предшествовавшую драматическим революционным событиям. Ф.А. Степун прямо указывал на явно ощущавшуюся в начале XX века в философской среде страны великую тоску "по философии конкретной, целостной и синтетической"[4]. Было найдено и происхождение этой «тоски»: «Первозданное единство иррациональных переживаний превращает она [философия] в идею единой научной системы.» [1, С.427].
Опыт синтетических построений к тому времени в российской философии уже имелся.

Совсем не случайно именно в российской философии получила ранее достаточно масштабное развитие системообразующая идея тотального «всеединства». «Концепт «всеединство» в русской философии …выражает интуицию синтеза множества различных начал. На основе этого концепта русская философия всеединства сознательно ставила перед собою цель разработки философии и методологии синтеза как центральной задачи философии.»[5]
[/5][/1][/4][/2][/3][/2]
От метафизики всеединства к синтезирующему реализму
 Статья / Философия / О философии / От метафизики всеединства к синтезирующему реализму
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:05:29

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...