all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Философия / О философии / Немецкая классическая философия

Немецкая классическая философия


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:05:29
Немецкая классическая философия


(Нет голосов)
225 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Немецкая классическая философия



Немецкая классическая философия


В конце XVIII и начале XIX в. Германия, преодолевая
экономическую и политическую отсталость, приближалась к
буржуазной революции, и "подобно тому как во Франции в XVIII
веке, в Германии в XIX веке философская революция
предшествовала политическому перевороту " - так говорили в своих
трудах К.Маркс и Ф. Энгельс. Маркс рассматривал немецкую
классическую философию как немецкую теорию французской
революции.

Важную роль в формировании немецкой философии сыграли
достижения естествознания и общественных наук: стали развиваться
физика и химия, продвинулось вперед изучение органической
природы. Открытия в области математики, позволившие понять
процессы в их точном количественном выражении, учение Ламарка
об обусловленности развития организма окружающей средой,
астрономические, геологические, эмбриологические теории, а также
теории развития человеческого общества - все это со всей остротой
и неизбежностью выдвигало на первый план идею развития как
теорию и метод познания действительности.

Одним из величайших умов человечества, основоположником
классического немецкого идеализма, возродившем идеи диалектики,
был И.Кант (1724-1804). Именно с Канта занималась утренняя заря
философии новейшего времени. Но не только в философии, а и в
науке Кант был глубоким, проницательным мыслителем.
Разработанная им концепция происхождения Солнечной системы из
гигантской газовой туманности до сих пор является одной из
фундаментальных идей в астрономии. Своими
естественнонаучными работами Кант, по словам Энгельса, пробил
брешь в метафизическом объяснении природы: он сделала попытку
приложить принципы современного ему естествознания не только к
строению Вселенной, но к истории ее возникновения и развития. Он,
кроме того, выдвинул идею распределения животных по порядку их
возможного происхождения, а также идею о естественном
происхождении человеческих рас.

Кант считал, сто решению таких проблем философии, как
проблема бытия, морали и религии, должно предшествовать
исследование возможностей человеческого познания и установление
его границ. Необходимые условия познания заложены, согласно
Канту, в самом разуме и составляют основу знания. Кант различал
воспринимаемые человеком явления вещей и вещи как они
существуют сами по себе. Мы познаем мир не так, как он есть на
самом деле, а только так, как он нам является. Нашему знанию
доступны только явления вещей (феномены), составляющие
содержание нашего опыта. В результате воздействия " вещей самих
по себе " на органы чувств возникает хаос ощущений. Приводим мы
этот хаос в единство и порядок силами нашего разума. То, что мы
читаем законами природы, на самом деле есть связь, вносимая
разумом в мир явлений, то есть наш разум предписывает законы
природе. Но миру явлений соответствует независимая от
человеческого сознания сущность вещей - "вещи сами по себе ".
Абсолютное познание их невозможно. Они для нас только ноумены,
то есть умом постигаемая, но не данная в опыте сущность. Кант не
разделял безграничной веры в человеческий разум, называя эту веру
догматизмой. В принципиальной ограниченности человеческого
познания он видел определенный нравственный смысл: если бы
человек был наделен абсолютным знанием, то для него не было бы
ни риска, ни борьбы при выполнении нравственного долга.

Кант был убежден, что идеи пространства и времени человеку
известны прежде восприятий. Пространство и время идеальны, а не
реальны.

Чувственные впечатления связываются между собой посредствам
суждений, в основе которых лежат категории, то есть общие
понятия, которые, по Канту, суть "чисто логические " формы,
характеризующие только "чистое мышление ", а не его предмет.
Категории даны человеку до всякого опыта, то есть априори. (Смысл
кантовского априоризма заключается в том, что субъект познания
располагает определенными, уже до него сложившимися формами
познания. Но этот априоризм не тождествен понятию врожденных
идей: априори - это не врожденные идеи, а формы, усвоенные
человеком в ходе его приобщения к сложившимся до него формам

Немецкая классическая философия
 Статья / Философия / О философии / Немецкая классическая философия
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:05:29

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...