all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Философия / О философии / Неабсолютность законов сохранения и глобальный принцип относительности

Неабсолютность законов сохранения и глобальный принцип относительности


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:05:29
Неабсолютность законов сохранения и глобальный принцип относительности


(Нет голосов)
389 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Неабсолютность законов сохранения и глобальный принцип относительности



После признания нестационарности Вселенной и гипотезы существования момента ее зарождения вполне разумным следующим шагом представляется выдвижение гипотезы эволюции физических вза¬имодействий, то есть последовательного (а не мгновенного в момент времени T=0) их появления на различных этапах движения Вселенной.
Эта гипотеза предоставляет реальную возможность решить несколько проблем. Во-первых, отпадает необходимость формулирования, постулирования физических законов до момента возникновения Вселенной. Во-вторых, гипотеза эволюции физических взаимодействий может дать ключ к пониманию их взаимосвязанности.
Однако признание нестационарности, эволюционности физических законов и введение представления об элементарности, непосредственности Начала Мира (Новации, сужд. 39) сталкиваются с серьезной проблемой — констатацией неизбежности нарушения законов сохранения. Эти незыблемые столпы современной научной картины, действительно, не могут быть совмещены с тезисом об отсутствии у Мира на момент Начала каких-либо параметров. Признание законов сохранения в современной их интерпретации требует абсолютности, то есть неизменности и вечности глобальных параметров Вселенной — таких, как ее масса (энергия), количество частиц, заряд, — которые должны быть определены наравне с фундаментальными законами на момент Начала Мира.
Требование абсолютного выполнения законов сохранения еще более ярко подчеркивает разрыв между двумя периодами в истории Мира: формально-эволюционным (физический, химический иерархические уровни) и эволюционно-новационным (биологический, социумный уровни), между стационарными и эволюционными законами (Новации, сужд. 74).
В физическом мире все сущности, которые признаются неизменными в локальных взаимодействиях, то есть остаются константными при преображении внешней формы явлений (к примеру, энергия, заряд при ядерных и химических преобразованиях вещества), безоговорочно принимаются неизменными и на всем протяжении движения Мира. В стационарной физической парадигме, при утверждении изначальной предзаданности и абсолютности фундаментальных законов, такой вывод неизбежен: то, что сохраняется в каком-либо взаимодействии, должно в неизменном виде передаваться по цепочке взаимодействий от момента времени T=0. К примеру, суммарная энергия современной Вселенной абсолютно должна равняться ее изначальной энергии.
В противоположность этому, на уровнях, признаваемых реально эволюционирующими (биологическом и социумном), мы не можем выделить какие-либо специфические для них сущности, которые бы предшествовали формированию уровней и оставались неизменными в ходе их эволюции. Все реальные биологические и социумные феномены имеют вполне однозначное новационное происхождение, то есть мы всегда можем указать моменты времени, ранее которых они не существовали.
Для устранения пропасти между физическим и эволюционным мирами (в одном из которых предполагается абсолютность действия законов сохранения, а в другом таковые не наблюдаются в явном виде) вполне логичным может выглядеть постулирование наличия в био- и социосистемах неких жизненных, разумных, духовных сущностей, которые предшествуют своему проявлению в реальных феноменах и остаются константными на всем протяжении истории Мира. Именно «истории Мира» — ведь приняв существование нечто до формирования соответствующего уровня, с необходимостью следует сделать вывод о вечности и неизменности этого нечто, обязательности прибавления его к списку изначальных мировых сущностей. Иначе требовалось бы указать момент его новационного формирования, что в достаточной степени проблематично с учетом того факта, что, согласно такому подходу, появление постулируемых сущностей должно предшествовать началу соответствующих эволюционных этапов.
Если же говорить о рациональных способах устранения видимой пропасти между физическим и нефизическим миром, то на сегодняшний день наиболее приемлемым, как уже отмечалось, считается вероятностный подход: формирование и эволюция биологического и социумного уровней представляется лишь как маловероятное случайное событие на незыблемом фоне физической реальности. Утверждение случайности формирования эволюционных феноменов автоматически снимает необходимость постановки вопроса о применимости законов сохранения к нефизическим сущностям. Все физические и химические взаимодействия в биологических и социумных системах реализуются с безусловным выполнением законов сохранения, а специфически эволюционные системные феномены рассматриваются лишь как флуктуации на физическо-химическом фоне.

Неабсолютность законов сохранения и глобальный принцип относительности
 Статья / Философия / О философии / Неабсолютность законов сохранения и глобальный принцип относительности
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:05:29

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...