all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Философия / О философии / Москва и Россия

Москва и Россия


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:05:29
Москва и Россия


(Нет голосов)
218 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Москва и Россия



Модели символики столиц


Еще Гитлер в своих военных планах рассчитывал, прежде всего, взять Москву, чтобы сломить дух сопротивления.
Как и большинство европейских стран Россия складывалась вокруг своего главного города, где концентрировались политические органы, власть, культура, армия и производство. Мы и до сих пор имеем такую модель, когда невозможно достичь политического и культурного признания, не прибегая к услугам Московских средств массовой информации, издательств, органов власти и влияния. Для нас это так естественно, что мы, пожалуй, даже и не задумываемся о возможности других моделей.
На самом деле такие модели существуют. Наиболее заметный пример - США. Это государство, в котором ни один город не может считаться центральным. Каждый штат и каждый город обладают достаточным производственным, политическим и культурным потенциалом, чтобы оказывать свою долю влияния на американский менталитет, и их взлеты и падения связаны скорее с конкурентной борьбой, чем с механизмами выстраивания символа и принадлежности американцев к той или иной местности США как своей изначальной родине.
Но с точки зрения символики главного города и Россия имеет особое отличие от традиционных европейских государств. У России есть вторая столица - Петербург. Возникновение этого города связано с попыткой Петра I и его последователей оторвать Россию от ее традиционных московских корней, показать народам, что больше нет города-поработителя, а есть новая столица западного типа, которая относится ко всем с безразлично-равной силой закона.
И был до недавних пор Киев, который, объединенные в единую державу восточные славяне, подсознательно считали своей исторической родиной.
Уже в 70-е годы XX века в Советской армии крайне не любили москвичей.
Так как армия в ту пору была подлинным сгустком общественных, политических, этнических и культурных проблем державы, такую нелюбовь можно считать симптоматичной. Она показывала назревший кризис символа столицы.
Для достижения успеха нужно было по прежнему ехать в Москву, но Москва в эпоху "развитого социализма" стала крайне неласковой к чужакам. Был введен, так называемый "лимит", институт, который усложнил прописку в Москве. Именно в то время появились знаменитые фразы "Понаехали тут!" и "лимита", как образ взаимоотношений между москвичами и местностями.
В "кухонных разговорах" интеллигенции все чаще сравнивались Питер, как символ пролетарской революции, и зажравшаяся мещанская Москва, которая богатеет за счет территорий.
Боюсь предположить, но такое отчуждение между столицей и Россией могло начаться даже раньше - в 30-е годы. Недаром народ почти безучастно взирал на репрессии против ведущих лидеров партии, которые в его представлении были, в основном, москвичами. Гипотеза, конечно, но она не лишена определенных оснований. Переезд советского
правительства в Москву в 18-м году начал совершенно новый этап в Российской истории, который только отчасти связан с развитием на практике идеи марксизма.
На самом деле, прежде всего, были реставрированы некоторые элементы средневековой Руси - причем те из
них, которые напрямую были связаны с периодом московского царства...
В коммунистическую эпоху последовательно развивались три института: партком, колхоз и прописка.
Партийные комитеты везде и всюду являли собой идеолого-мистические органы, родственные по структуре, манерам, и формам деятельности православной церкви. Они брали на себя обязательства освящать и выстраивать личную жизнь людей, зачастую выступали местом исповеди и благословения, вмешивались в семейные дела. В то же время, отдельный партработник мог быть грешен, мог ошибаться или не до конца отражать линию партии, но сама партия признавалась безгрешной и правдивой по определению.
Колхозы наитипичнейшим образом повторяли модель крестьянской общины, с ее круговой порукой, совместной выплатой налогов, исполнением обязательств перед государством и партией (церковью).
Прописка - крепостное право, с некоторыми упрощающими мобильность возможностями, но, вспомним, что в сталинскую эпоху крестьяне вообще не имели паспорта. Для них очень непросто было покинуть свое место, а уж тем более переселиться в Москву.
Эти три института знаменовали новое средневековье, не в бердяевском, увы, смысле, а в усилении всех прелестей феодальной (или, как теперь принято говорить, традиционной) экономики и политики.

Москва и Россия
 Статья / Философия / О философии / Москва и Россия
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:05:29

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...